Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

ВОПРОС 14.08.2019: Слышал, что я могу вернуть денежные средства за товар, который не был в употреблении, если указанный товар не подошел мне по размеру, если с момента его приобретения не прошло четырнадцати дней, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату товара документ.

Это не совсем так. В соответствии с п.1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы (п.2 ст.25 Закона).
Таким образом, Вы не вправе предъявить требование о возврате денежных средств ранее требования об обмене товара надлежащего качества, не подходящего Вам по указанным выше причинам.

ВОПРОС 07.05.2019: Купил в магазине «Сэконд Хэнд» мужскую рубашку. Дома обнаружил, что на правом рукаве на самом видном месте перекошен шов. Обратившись в магазин с требованием о возврате денег, получил отказ в связи с тем, что это вещь, бывшая в употреблении, и на нее не распространяются обычные правила. Прав ли продавец?

Нет. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» подобного ограничения при обнаружении недостатков в товаре, бывшем в употреблении, не содержит. Более того, в соответствии с Правилами продажи отдельных видов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (далее-Правила) покупатель, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные п. 27 Правил, а именно потребовать:
• замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.
Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Если товар имеет какие-либо недостатки, продавец обязан указать эти сведения на товарном ярлыке. При этом покупатель не вправе предъявить продавцу указанные выше требования в связи с наличием недостатка, оговоренного при продаже товара.

ВОПРОС: Год назад я заключила договор со строительной организацией на постройку моего загородного дома. Срок окончания работ, указанный в договоре, уже прошел два месяца назад. На мою письменную претензию организация не реагирует, в связи с этим я хочу обратиться в суд. Нужно ли мне оплачивать государственную пошлину? В какой суд (по месту своего жительства или по месту нахождения организации) я должна подать исковое заявление?

Согласно п.2 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»  (далее – Закон) иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по Вашему выбору в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При этом согласно п.п. 2, 3 ст.336.36 Налогового кодекса РФ, п.3 ст.17 Закона при подаче искового заявления о защите прав потребителей в суд Вы освобождены от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.

ВОПРОС: Я потребовал у продавца в магазине предоставить мне книгу отзывов и предложений, на что получил ответ, что данной книги у них нет. Обязан ли магазин иметь данную книгу?

Да. Согласно п.8 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

ВОПРОС: Я слышала, что в продуктовом магазине в обязательном порядке должны находиться дополнительные весы для проверки правильности веса. Правда ли это?

Да, правда. Согласно п.7 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

ВОПРОС: Страховая компания выплатила мне страховое возмещение по полису КАСКО в неполном объеме, в связи с этим я намерен обратиться в суд. При подаче искового заявления в суд буду ли я освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»?

Да, согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон) применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона, в частности об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 19.01.2018: В последнее время в крупных продуктовых магазинах на ряд продуктов отсутствуют привычные бумажные ценники, а вся информация о товаре (наименование, цена за килограмм и т.п.) изображены на электронном табло. Допускается ли это?

Да, допускается. Согласно п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

ВОПРОС 19.01.2018: Сегодня в магазине хотела купить яблоки определенного сорта, но на ценниках такой информации я не увидела. Должна ли присутствовать информация о сорте продукта на ценниках?

Да. Согласно п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

ВОПРОС 25.07.2018г.Имеет ли право юридическое лицо включить в договор купли-продажи условие, ограничивающее право гражданина на оплату товара путем наличного расчета?

Нет. В соответствии с п.1 ст.16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Согласно п.1 ст.16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с п.4 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Дистанционное гигиеническое обучение и аттестация

Пишите нам