Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Удобна ли Вам навигация по сайту? Смогли ли Вы найти необходимую для Вас информацию?

ВОПРОС 04.06.2021: В начале апреля оформила и оплатила полностью батут для детей в интернет магазине. Через день мне перезвонили и сообщили, что данной модели нет в наличии и при поступлении сразу отправят. Через 1 месяц и 20 дней батут поступил к продавцу, но они заявляют, что он дороже и надо доплатить разницу. Правомерны ли действия продавца?

Нет, действия продавца не являются правомерными.

Продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе, о цене в рублях, что прямо следует из положений п.п. 1,2 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Выставляя информацию о товаре с указанием конкретной цены, продавец тем самым совершает публичную оферту (п.2 ст.437 Гражданского кодекса РФ) – предложение заключить договор купли-продажи на указанных, в том числе, на сайте, условиях с любым, кто отзовется.

В соответствии с п.1 ст.426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

Согласно п.2 ст.492 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п.3 ст.426 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, при заказе Вами товара у продавца возникла обязанность продать товар именно по той цене, которая была указана на сайте на момент Вашего заказа.

 

ВОПРОС 27.05.2021: Два дня назад в телемагазине я заказала дорогой хлопковый пляжный костюм. Товар еще мне не доставлен, но мне и так понятно, что носить его я не буду, так как границы закрыты и отпуск отменяется. Можно ли отказаться от заказа?

Да. Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трёх месяцев с момента передачи товара.

ВОПРОС 18.02.2021: Слышал по телевизору, что с 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ, которым уже законодательно закреплено, что при дистанционном способе продажи товара возврат технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Правильно ли это?

Да. 01.01.2021г. вступили в силу Правила продажи товаров по договору розничной купли - продажи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. №2463 (далее - Правила). Согласно п.41 Правил, при дистанционном способе продажи товара возврат технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения технически сложного товара бытового назначения у этого продавца.

ВОПРОС 01.02.2021: Недавно заказал в интернет-магазине товар, но оплата товара была произведена путем перевода средств на счет третьего лица, который был указан продавцом. Обязан ли продавец осуществить возврат уплаченной мной суммы при возврате товара надлежащего качества, если денежные средства поступили на счет третьего лица?

Да. Согласно п.24 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №2463, оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

ВОПРОС 19.11.2020: Я заказал через Интернет-магазин телевизор, который был полностью и надлежащим образом оплачен. Прошло 2 недели, а телевизора все нет. Почитав дома более внимательно договор, я обнаружил, что сроки доставки в договоре отсутствуют. Как определить сроки по закону, в которые продавец обязан передать мне товар?

Согласно п. 23 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. №612, продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

ВОПРОС 26.05.2020: Недавно заказал в интернет-магазине товар, но доставка домой будет осуществлена в те дни, когда мне по работе необходимо уехать в командировку. Может ли кто-то другой принять мой заказ, например, сестра?

Да, может. В соответствии с п.26 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. №612, доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя - любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.

ВОПРОС 19.02.2020: В последнее время стала замечать, что в интернете появилось множество магазинов, предлагающих ювелирные изделия из драгоценных камней. Разве реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом разрешена в Российской Федерации?

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2019г. № 1542 "О внесении изменения в Правила продажи товаров дистанционным способом" (Постановление вступило в силу с 12.12.2019 г.) дополнен пункт 5 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», абзацем следующего содержания:
«На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации».
Ранее продажа ювелирных изделий через интернет была запрещена.

ВОПРОС: Я приобрел футбольный мяч дистанционным способом, однако полученный товар не соответствовал моему заказу. Имею ли я право отказаться от полученного товара и вернуть денежные средства? 

Да, Вы имеете на это право.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Согласно ст. 26.1 Закона последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона.
В соответствии со ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Таким образом, Вы вправе требовать возврата денежных средств за товар, не соответствующий условиям договора. Ваше требование является законным и подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня его предъявления.
В случае если спор между Вами и продавцом (изготовителем) не будет урегулирован в добровольном порядке, то в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст.17 Закона защита нарушенных гражданских прав находится в компетенции судебных органов.

ВОПРОС (02.02.2018)Недавно случайно наткнулась на сайт одного интернет-магазина, который торгует алкоголем. Слышала по телевизору, что продажа алкоголя таким способом запрещена. Правда ли это? 

Да, согласно п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.

ВОПРОС (06.03.2018)Мной посредством сети «Интернет» на сайте продавца был заказан барный стул, однако после совершения заказа цена на него была изменена. Я потребовал передать мне товар за ту стоимость, на которую я был согласен изначально, однако продавец мне отказал. Правомерны ли действия продавца?

Нет, действия продавца не являются правомерными.
Продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе, о цене в рублях, что прямо следует из положений п.п. 1,2 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»  (далее – Закон).
Выставляя информацию о товаре с указанием конкретной цены, продавец тем самым совершает публичную оферту (п.2 ст.437 Гражданского кодекса РФ) – предложение заключить договор купли-продажи на указанных, в том числе, на сайте, условиях с любым, кто отзовется.
В соответствии с п.1 ст.426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Согласно п.2 ст.492 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п.3 ст.426 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, при заказе Вами товара у продавца возникла обязанность продать товар именно по той цене, которая была указана на сайте на момент Вашего заказа.

ВОПРОС (06.03.2018)Заказала через Интернет женские сапоги. После получения и оплаты в магазине обнаружила другие сапоги более интересного фасона, в связи с чем решила эти вернуть. Сапоги не носила, товарный вид сохранен. Товар я вернула, однако денежные средства на мой банковский счет, реквизиты которого я указала в заявлении на возврат, до сих пор не пришли. С момента возврата товара прошел уже месяц. В течение какого времени продавец должен возвратить мне сумму, уплаченную за сапоги? 

В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612,  при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

ВОПРОС (06.03.2018)Я заказал через Интернет энциклопедию в подарок, однако после ее получения и оплаты в книжном магазине около дома обнаружил такую же, но по более низкой цене. На следующий день я отказался от приобретенной через Интернет энциклопедии. При возврате денежных средств, уплаченных мною продавцу за энциклопедию, на мой банковский счет пришла сумма в меньшем размере, чем стоимость товара, что, со слов продавца, связано с тем, что были удержаны его расходы на доставку энциклопедии из моего города до его местонахождения. Законны ли действия продавца? 

Да, законны. В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612,  покупатель вправе отказаться от товара после передачи товара в течение 7 дней. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара.

 


Пишите нам