Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

С 3 апреля 2018г. вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) дополнена пунктом 4.4, согласно которому компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме была дополнена правом принятия решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с нововведением предлагаем Вам более подробно рассмотреть отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями по предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме.

В соответствии с п.п. 2, 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии и бытового газа в баллонах в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов (далее - договора ресурсоснабжения) определяются с учетом Правил № 354 и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила № 124).

Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФзаключение договоров ресурсоснабжения (в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД) с ресурсоснабжающими организациями для управляющей организации является обязательным. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, когда коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются непосредственно ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенным с каждым собственником и пользователем договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - договор). К ним относятся следующие случаи:

  • принятие общим собранием собственников решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному ч.2 ст.157.2 ЖК РФ;
  • если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Следует подчеркнуть, что обязательность заключения договора не означает, что управляющая организация должна заключать его исключительно на условиях, предложенных ресурсоснабжающими организациями. Согласование условий договора должно происходить по правилам ст. 445 ГК РФ, определяющей процедуру заключения договоров в обязательном порядке.

Случаи, когда управляющая организация может отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понуждена к заключению такого договора в отношении многоквартирного дома, указаны в п. 12 Правил № 124. К таким случаям относится:

  • заключение договора ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении многоквартирного дома с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом;
  • самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения);
  • отсутствие использования соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

При отказе от заключения договора ресурсоснабжения управляющая организация обязана в письменной форме уведомить о таком отказе ресурсоснабжающую организацию с указанием причин отказа в течение 30 дней со дня получения от неё заявки (оферты) (п. 12 Правил N 124).

  • В свою очередь основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией установлены п. 13 Правил № 124. Такими основаниями являются:
  • отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
  • наличие договора ресурсоснабжения, заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления домом;
  • наличие решения общего собрания собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги в случае принятия собственниками решения об изменении способа управления домом или о выборе другой управляющей организации;
  • отсутствие у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом;
  • отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В случае отказа от заключения договора ресурсоснабжения по указанным выше основаниям ресурсоснабжающая организация обязана в письменной форме уведомить управляющую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения от управляющей организации заявки (оферты).

В соответствии с п. 21 Правил № 354 договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Дистанционное гигиеническое обучение и аттестация

Пишите нам