Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Соки и иная соковая продукция, пожалуй, востребованы в любое время года, но больше спрос на этот продукт растет весной и летом. В настоящее время на полках магазинов, супермаркетов нашего города потребителям представлен широкий выбор как отечественной, так и импортной (зарубежной) соковой продукции, в связи с чем потребителю, не обладающему специальными познаниями, трудно разобраться и практически невозможно отличить качественный продукт от некачественного.

Основные требования к соковой продукции из фруктов (овощей), находящейся на территории Российской Федерации, в том числе требования к маркировке, процессам производства, хранения, перевозки и реализации содержатся в Техническим регламенте Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011г. №882 (далее-Технический регламент).

В первую очередь, необходимо определиться, что же такое сок (соковая продукция) и рассмотреть его основные виды.

В соответствии с п.1 ст.2 Технического регламента сок –  это жидкий пищевой продукт, который несброжен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на эти съедобные части и в котором в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов и (или) овощей пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства.

Соки, в зависимости от способов их производства и обработки фруктов и (или) овощей, бывают следующих видов:

  • сок прямого отжима - сок, произведенный путем механической обработки непосредственно свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей;
  • свежеотжатый сок - сок прямого отжима, произведенный из свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей в присутствии потребителей и не подвергавшийся консервированию;
  • восстановленный сок - сок, произведенный из концентрированного сока или концентрированного сока и сока прямого отжима и питьевой воды (восстановленный томатный сок может быть произведен также путем восстановления концентрированных томатной пасты и (или) томатного пюре);
  • концентрированный сок - сок, произведенный путем физического удаления из сока прямого отжима части содержащейся в нем воды в целях увеличения содержания растворимых сухих веществ не менее чем в два раза по отношению к исходному соку прямого отжима;
  • диффузионный сок - сок, который произведен путем извлечения с помощью питьевой воды экстрактивных веществ из свежих фруктов и (или) овощей либо высушенных фруктов и (или) овощей одного вида, сок из которых не может быть получен путем их механической обработки.

В связи с тем, что не из всех фруктов можно сделать сок, соковая продукция из банана, вишни, персика и некоторых других видов фруктов может встречаться в магазинах только в виде нектара, сокосодержащего напитка или морса.

Согласно п.12 ст.2 Технического регламента соковая продукция из фруктов и (или) овощей - соки, фруктовые и (или) овощные нектары, фруктовые и (или) овощные сокосодержащие напитки, морсы, фруктовые и (или) овощные пюре независимо от способов их производства и обработки, концентрированные натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества, клетки цитрусовых фруктов, фруктовая и (или) овощная мякоть.

Таким образом, к соковой продукции также относятся:

  • фруктовый (овощной) нектар;
  • фруктовый (овощной) сокосодержащий напиток;
  • морс;
  • фруктовое (овощное) пюре и др.

Несмотря на многообразие способов получения соковой продукции, самым важным является то, что она не должна причинять вред жизни или здоровью граждан и должна соответствовать требованиям к безопасности соковой продукции из фруктов (овощей), в части гигиенических и микробиологических показателей.

Упаковка соковой продукции из фруктов (овощей) должна обеспечивать сохранение безопасности этой продукции на всех этапах обращения при соблюдении установленных для нее условий перевозки и хранения.

На потребительской упаковке должна быть произведена маркировка соковой продукции в части добавленных в нее компонентов.

При производстве соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания не допускается использование фруктов и (или) овощей, содержащих генно-модифицированные (генно-инженерные, трансгенные) организмы (далее - ГМО), концентрированного диффузионного сока, а также добавление компонентов и пищевых добавок, содержащих ГМО, подсластителей (за исключением специализированной соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детей, больных сахарным диабетом), ароматизаторов (кроме натуральных) и других компонентов и пищевых добавок.

Так, в соответствии с Техническим регламентом запрещается:

-добавление концентрированных натуральных ароматообразующих фруктовых или овощных веществ в свежеотжатые соки;

-использование ароматизаторов при производстве соков, фруктовых и (или) овощных нектаров, фруктовых и (или) овощных пюре, концентрированных соков и концентрированных фруктовых и (или) овощных пюре;

-использование ароматизаторов, в том числе натуральных, искусственных ароматизаторов, ароматизаторов, идентичных натуральным ароматизаторам, при производстве соков, фруктовых (овощных) нектаров, пюре, концентрированных соков и концентрированных фруктовых (овощных) пюре.

Использование концентрированных натуральных ароматообразующих фруктовых или овощных веществ и (или) натуральных ароматизаторов допускается только при производстве морсов.

Кроме требований к качеству и безопасности рассматриваемой продукции, существуют также особенности маркировки ее потребительской упаковки. К указанным особенностям относятся следующие:

1) согласно п.32 ст.5 Технического регламента наименование соковой продукции должно включать в себя наименование фруктов и (или) овощей, использованных для производства или производные от них слова, независимо от их последовательности. Так вместо слов: «фрукты», «ягоды», «овощи» или «фруктовый», «ягодный», овощной» могут использоваться, например, слова: «фруктовый сок», «сок из ягод», «овощной нектар», «морс из ягод» и т.д.;
2) согласно п.33 ст.5 Технического регламента наименование соковой продукции должно включать в себя наименование фруктов и (или) овощей, использованных для производства такой продукции, или слова, производные от этих наименований, независимо от их последовательности. Наименования фруктов и овощей на русском языке указываются в соответствии с приложением 2 Технического регламента;
3) указанные наименования или производные от них слова подлежат включению в наименования соковой продукции из фруктов и (или) овощей вместо слов "фрукты", "ягоды", "овощи" или "фруктовый", "ягодный", "овощной": наименование соковой продукции произведенной из двух и более видов фруктов (овощей) должно включать в себя наименование этих фруктов (овощей), входящих в состав и указываться в порядке убывания объемной доли соответствующих сока и (или) пюре. Например, если сок яблочно-персиковый, значит, яблок в нем будет больше. Изготовленная из трех и более видов продукция может содержать слова «смешанный фруктовый», «из смеси ягод», «мультифруктовый»;
4) информация о способе производства и обработке сока также доводится до сведения потребителя в наименовании продукции или в непосредственной близости от этого наименования (например, «прямой отжим», «восстановленный», «концентрированный», «с добавлением сахара», «с сахарами», «с подсластителями», «с солью», «с медом», «с пряностями», «обогащенный» и т.д.);

- на потребительских упаковках соковой продукции из фруктов и (или) овощей размещение надписи: «Осветленный» осуществляется только в случае, если массовая доля осадка не превышает 0,3 процента;

-согласно п.50 ст.5 Технического регламента графические изображения фруктов (овощей), соки (пюре) из которых не были использованы при производстве конкретной соковой продукции из фруктов (овощей), не должны наноситься на ее потребительскую упаковку;

-на потребительской упаковке сока должны быть указаны рекомендации об условиях хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки.

Особое внимание следует обратить на то, что соковая продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным Техническим регламентом в форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии (п.4 ст.8 Технического регламента).

Ни для кого ни секрет, что к производству товаров детского питания (в том числе и детских соков) предъявляются более жесткие требования. Так, например, для детей раннего возраста запрещается добавление в соковую продукцию из фруктов (овощей) ароматизаторов и подкрашивающих экстрактов, а также пряностей и их растительных экстрактов, за исключением базилика, ванили, гвоздики, душистого перца, кориандра, корицы, лаврового листа, лука, орегано, петрушки, сельдерея, сладкого белого перца, тмина, укропа, чеснока.

Кроме того, соковая продукция из фруктов (овощей) для детей раннего возраста, содержащая фруктовую (овощную) мякоть, должна быть гомогенизированной и должна выпускаться в обращение в упаковках не более чем 0,35 литра.

На потребительской упаковке соковой продукции из фруктов (овощей) для детского питания в наименовании такой продукции или в непосредственной близости от него должны быть указаны слова «для детского питания» или иные отражающие предназначение такой продукции для питания детей слова, а также размещены информация о возрастной категории детей, для которых предназначена такая продукция, и рекомендации об условиях и о сроке хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки.

В заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что несмотря на довольно жесткие требования к изготовителям соковой продукции, достаточно часто на прилавках магазинов можно встретить товар, не соответствующий предъявляемым требованиям. В связи с этим рекомендуем потребителям при покупке соковой продукции обращать внимание не только на внешний вид и целостность упаковки, сроки и условия  хранения товара, но и на наличие информации о товаре.

Не покупайте продукцию в неустановленных (несанкционированных) местах, заботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких.

Дистанционное гигиеническое обучение и аттестация

Пишите нам