Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Сегодня, в век информационных технологий, мы уже не представляем свою жизнь без телефонов. Телефоны бывают разные: кнопочные, сенсорные или стационарные, однако, большинство из нас отдает предпочтение сенсорным телефонам, проще говоря, «смартфонам», ведь он сочетает в себе множество функций. Но что же делать, когда недавно приобретенный смартфон начинает некорректно работать? Имеем ли мы право предъявить продавцу требование о возврате или замене товара в связи с обнаружением недостатка? Надеемся, что данная статья поможет Вам в этом разобраться.

Для начала отметим, что в соответствии с п.6 Перечня технически сложных товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями (в данной статье подразумевается «смартфон») относится к технически сложным товарам.

Учитывая нормы п.1 ст.18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон) в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товарав праве:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Однако, если с момента приобретения смартфона прошло более пятнадцати дней, то потребитель имеет право на возврат денежных средств или на замену товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены только в нескольких случаях:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленного п.1 ст.20 Закона максимального 45-тидневного срока устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Что же такое «существенный недостаток»? Данное понятие раскрывается п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Исходя из преамбулы и п.1 ст.20 Закона под существенным недостатком товара, при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные ст.ст.18 и 29 Закона, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара–это недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов – это недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени – это недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара, выявленный неоднократно – это различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения - это недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Обратите внимание, что вышеуказанные нормы относятся лишь к недостаткам, возникшим до передачи Вам товара или по причинам, возникшим до этого момента.

Дистанционное гигиеническое обучение и аттестация

Пишите нам