Об итогах информирования и консультирования населения Республики Татарстан в области защиты прав потребителей Консультационными центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в 2013 г.

В 2013г. продолжил свою работу созданный на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в 2009г. Консультационный центр, целью которого является совершенствование системы информирования граждан по вопросам защиты прав потребителей. На протяжении более чем 4-х лет сотрудниками Консультационного центра проводится работа по оказанию консультативной помощи гражданам Республики Татарстан по вопросам защиты их прав и законных интересов как потребителей товаров, работ, услуг.
 
Работа Консультационного центра по принципу «единого окна» позволяет потребителю в одном месте:
  • получить квалифицированную консультацию,
  • оформить претензию в адрес продавца (изготовителя, исполнителя) или исковое заявление в суд,
  • получить дельнейшее юридическое сопровождение в суде,
  • оформить обращение в органы государственной власти, в т.ч. в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан).
Основные направления информирования и консультирования потребителей в 2013г. представлены на Рис.1

Рис.1
 
Консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей в 2013г. осуществлялись:
  • по телефону,
  • на личном приеме,
  • посредством сети Интернет
  • посредством массового консультирования (размещение информации на сайте, информационных стендах, распространения памяток по вопросам защиты прав потребителей и т.п.).
В 2013 г. Консультационным центром и консультационными пунктами было оказано 11 742 (из них на личном приеме – 2 161, по телефону – 9 577, по электронной почте – 4) консультации по вопросам защиты прав потребителей. 82% оказанных консультаций составили консультации по телефону.
 
Снижение общего количества обращений по вопросам защиты прав потребителей в 2013г. по сравнению с 2012г. на 22.7% может свидетельствовать о повышении уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства российской Федерации о защите прав потребителей, формировании у населения навыков рационального потребительского поведения.

Рис.2
 
Наибольшее количество обращений жителей Республики Татарстан в 2013 году поступило по вопросам продажи технически сложных товаров, мобильных телефонов, мебели, оказания потребителям услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, финансовых и бытовых услуг. Возросло число обращений по общим вопросам применения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, продажи мобильных телефонов, мебели, уменьшилось – по вопросам оказания бытовых и услуг ЖКХ, а также продажи продовольственных товаров.
 
Структура поступивших обращений потребителей Республики Татарстан за указанный период представлена на Рис.3.

Рис.3
 
В результате проведенной совместной работы в рамках заключенного в 2010г. соглашения о сотрудничестве с Региональной общественной организацией «Центр по защите прав потребителей в Республике Татарстан» Консультационными центром и пунктами в 2013 году по обращениям граждан на безвозмездной основе было составлено 2 327 претензий (преимущественно по вопросам продажи мобильных телефонов), 230 исковых заявления в суд по защите прав потребителей (преимущественно по вопросам продажи технически сложных товаров) и 494 проекта обращений в органы надзора (контроля) (преимущественно по вопросам продажи продовольственных товаров). 
 
Структура и количество подготовленных документов Консультационными центром и пунктами за период 2011г. – 2013г. представлены на Рис.4
.

 

Рис.4
 
Кроме того, постоянно проводятся мероприятия, направленные на обучение и повышение уровня правовой грамотности населения Республики Татарстан посредством размещения соответствующей информации на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» разработки тематических памяток для потребителей, проведения тематических телефонных «горячих линий», лекций и уроков-практикумов для учащихся учебных заведений.
 
Так, в 2013г. было подготовлено 10 памяток для потребителей, составлен и изготовлен «Словарь потребителя», подготовлено и размещено 73 публикации на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан «Татарстан», в печатных изданиях, на радио и телевидении, проведено 68 обучающих мероприятий при осуществлении образовательной деятельности.
 
В 2012 году ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в республике Татарстан (Татарстан)» вошло в состав соисполнителей долгосрочной региональной целевой программы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013-2015гг», в связи с чем в 2013г. был проведен комплекс соответствующих мероприятий в рамках участия в данной программе.