Об итогах информирования и консультирования населения Республики Татарстан в области защиты прав потребителей Консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в 2016г.
Об итогах информирования и консультирования
населения Республики Татарстан в области защиты прав потребителей Консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в 2016г.
Одним из направлений деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Центр гигиены и эпидемиологии) уже более 7 лет является информирование и консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей на базе Консультационного центра и консультационных пунктов в районах республики. Основные направления информирования и консультирования потребителей в 2016г. представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные направления информирования и консультирования потребителей
Количество оказываемых Центром гигиены и эпидемиологии консультаций потребителям из года в год неуклонно растет. Так, в 2016г. Консультационным центром и консультационными пунктами в филиалах было оказано 14 123 консультации по вопросам защиты прав потребителей, что на 6% превышает показатель 2015г. (в 2015г. – 13 334 консультаций) и на 20,3% показатель 2013г. (в 2013г. – 11 742).
Из них:
- 4050 – на личном приеме;
- 10 067 – по телефону;
- 6 – по e-mail.
Рисунок 2. Количество оказанных консультаций Консультационным центром и пунктами для потребителей в 2014-2016гг.
71,3% консультаций составили консультации по телефону, но следует отметить, что на 8% по сравнению с 2015г. возросло количество оказанных консультаций на личном приеме (в 2016г. – 4050, в 2015г. – 2779).
64% консультаций от общего числа было оказано специалистами Консультационного центра, однако большая часть консультаций на личном приеме (66,2%) была оказана специалистами консультационных пунктов филиалов.
Структура поступивших в 2016г. обращений потребителей в Центр гигиены и эпидемиологии представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура обращений потребителей в Консультационный центр и пункты
для потребителей в 2016г.
Наибольшее количество обращений в 2016 году, как и в предыдущие годы, поступило по вопросам продажи мобильных телефонов, технически сложных товаров, одежды и обуви, оказания бытовых услуг и услуг ЖКХ.
Отмечается рост обращений потребителей по вопросам продажи мобильных телефонов (на 3%), одежды и обуви (на 3,6%), оказания услуг ЖКХ (на 0,9%), незначительное снижение – по общим вопросам ЗПП (на 4,2%) и оказания медицинских услуг (на 1,9%).
Рисунок 4. Количество подготовленных документов Консультационным центром
и пунктами для потребителей в 2016г.
В 2016 году по обращениям граждан на безвозмездной основе было составлено 2 656 документов (из них 75% составляют претензии):
- 2 105 претензий,
- 107 проекта исковых заявлений,
- 444 проекта обращений в органы контроля (надзора).
Наибольшее количество документов было составлено по вопросам продажи мобильных телефонов, технически сложных товаров, мебели, а также как и в прошлом году по вопросам оказания бытовых услуг и услуг ЖКХ.
Принципиально важным в повышении эффективности проводимой работы является взаимодействие с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления и общественными организациями, реализация которого была продолжена в рамках подпрограммы №6 Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», соисполнителем 15 из 20 программных мероприятий которой является Центр гигиены и эпидемиологии.
Кроме того, Консультационным центром и консультационными пунктами постоянно проводятся мероприятия просветительского характера, направленные на обучение и повышение уровня правовой грамотности населения посредством размещения соответствующей информации на сайте Центра гигиены и эпидемиологии, проведения телефонных «горячих» линий, лекций и уроков-практикумов для учащихся всех типов учебных заведений, разработки тематических памяток для населения.
Так, в 2016г.
1) было разработано 43 вида памяток и листовок для потребителей по наиболее актуальным вопросам защиты прав потребителей, что почти в 3 раза превышает аналогичный показатель 2014г. (в 2015г. – 15, в 2014г. – 14),
Рисунок 5. Наглядные материалы для потребителей
2) проведено 156 мероприятий при осуществлении образовательной деятельности, что на 46% больше чем в 2015г. (в 2015г. – 107), а также 60 тематических «горячих линий» для потребителей;
3) количество публикаций и выступлений по вопросам защиты прав потребителей за истекший период увеличилось на 50% и составило 183 (в 2015г. – 122, в 2014г. – 92), при этом количество размещенных информационных материалов на сайте Центра гигиены и эпидемиологии за 3 года возросло в 2,5 раза – 94 (в 2015г. – 52, в 2014г. – 39).
Рисунок 6. Мероприятия просветительского характера в сфере защиты прав потребителей
в 2014 – 2016гг.