О результатах проведенного анкетирования по вопросам защиты прав потребителей при продаже меховых изделий
О результатах проведенного анкетирования по вопросам защиты прав потребителей при продаже меховых изделий
Во исполнение Плана мероприятий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» по подготовке и проведению мероприятий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», приуроченных к Европейской неделе качества в 2017году, в целях исследования мнения граждан Республики Татарстан относительности эффективности реализации различных форм защиты прав и законных интересов потребителей при продаже меховых изделий, определения уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей при продаже меховых изделий, а также улучшения работы по информированию и консультированию потребителей в данной сфере правоотношений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – ФБУЗ) с 01.11.2017г. по 17.11.2017г. проводился формализованный анкетный опрос.
Анкетирование проводилось на базе Консультационного центра и консультационных пунктов в филиалах ФБУЗ, участие в нем приняли 789 респондентов (575 женщин и 214 мужчин). 42% принявших участие в проведении анкетирования составили граждане от 31 до 45, 35,9% – от 18 до 30 лет, 22,1% – старше 45 лет.
Более половины опрошенных (50,6%) на момент проведения анкетирования имели уже в своем гардеробе изделия из меха, 18,1% имели намерение приобрести вышеуказанные изделия.
На вопрос о качестве приобретенных изделий их меха лишь 16% респондентов оценили его на «отлично».
Большинство респондентов предпочитают приобретать изделия из меха в небольших специализированных магазинах по продаже изделий из меха (37%) или в крупных торговых комплексах (29,4%), дистанционным способом (через интернет-магазины) данный вид товаров приобретают лишь 3,3% респондентов.
При выборе меховых изделий граждане уделяют внимание, в первую очередь, качеству изделий из меха и материалу изготовления. Так, на вопрос о том, каким характеристикам должно соответствовать изделие из меха, ответы респондентов распределились следующим образом:
- изделие из меха должно быть качественным и теплым (22,6% и 18,2% соответственно);
- изготовленным из натуральных материалов (14,2%);
- комфортным (12,6%);
- недорогим по цене (12,1%);
- стильным и красивым (10,2% и 10,1% соответственно).
Цена изделий из меха, по мнению большинства принявших участие в анкетировании (38,9%), завышена и не соответствует качеству.
Для большинства респондентов наиболее важным при покупке изделий из меха является качество меха и материалов пошива, соотношение цены и качества изделия из меха, наличие гарантии продавца (28,6%, 23,2% и 21,8% соответственно). Страна изготовитель и известность бренда важны лишь для 13,6% и 12,8% респондентов.
Количество граждан из числа опрошенных, знающих, что гарантийный срок на сезонное изделие из меха исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, а не со дня передачи товара потребителю почти совпало с количеством респондентов, не знающих об этом (394 респондента против 395).
65,3% опрошенных не знают о том, что с 12.08.2016г. маркировка меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) является обязательной.
С нарушением своих прав как потребителя при продаже изделий из меха сталкивалось 43,2% респондентов, из них 16,5% – неоднократно.
При продаже изделий из меха респонденты сталкивались чаще всего с непредставлением полной и достоверной информации о товаре (отсутствие маркировки (КИЗ)) – 32,8%, а также с продажей товара ненадлежащего качества (лез мех, расползались шкурки, линял цвет и т.п.) – 27,3%.
Большинство респондентов обращаются за защитой своих нарушенных прав к продавцу – 41,3%, однако более трети опрошенных – 32,2% – не обращались никуда, так как считают это слишком долгим и бесполезным процессом.
При этом в 44% случаев права потребителей были восстановлены полностью, в 29,6% – частично.