О безопасности потребителей туристских услуг в связи с чрезвычайным положением на острове Бали
Туристская поездка порой может представлять определенную опасность для путешественника. Так, по данным российских средств массовой информации, Федерального агентства по туризму, Посольства Российской Федерации в Республике Индонезии с 24 сентября 2017 года на всей территории острова Бали было объявлено чрезвычайное положение из-за активности вулкана Агунг. Что же делать, когда в стране Вашего временного пребывания возникла угроза Вашей безопасности?
Для начала, российским гражданам, находящимся на острове Бали, рекомендуется не выезжать в центральные и северо-восточные районы острова.
С 06:00 по местному времени 28 ноября до 30 ноября была прекращена работа международного и внутреннего терминалов аэропорта «Нгурах Раи» в административном центре провинции Бали – г. Денпасар.
Посольство Российской Федерации в Республике Индонезии рекомендует российским гражданам, временно либо постоянно находящимся в Индонезии, встать на консульский учет на веб-сайте Консульского департамента МИД России: http://consreg.kdmid.ru/. Контакты Посольства России в Индонезии (г. Джакарта):
– телефон (+6221) 522-2912/14 (круглосуточно);
– факс (+6221) 522-2916;
– адрес электронной почты: rusemb.indonesia@mid.ru.
По информации Ассоциации туроператоров России российские туристы, не имеющие возможности улететь вовремя с о. Бали, могут продолжить свой отдых в отелях, где проживали ранее. Расходы на их проживание берут на себя туроператоры. Российским туристам, уже оплатившим свой отдых на о. Бали, но не имеющим возможность вылететь к месту отдыха, туроператоры предлагают либо возврат денег за тур в полном объеме, либо смену направления или даты начала отдыха.
Попробуем разобраться – на что же потребитель туристских услуг в сложившейся ситуации имеет право по закону? Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) турист при подготовке к путешествию, т.е. до наступления даты начала соответствующего тура, предусмотренного договором с турагентом (туроператором), а также во время его совершения, т.е. в период непосредственного нахождения в стране временного пребывания в соответствии с договором с турагентом (туроператором), имеет право на обеспечение своих потребительских прав, услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя.
Введение чрезвычайного положения в месте предполагаемого отдыха свидетельствует о невозможности совершения туристом запланированной поездки по независящим от него обстоятельствам.
Согласно абз.4 ст.14 Федерального закона в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наступление данных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Так, в соответствии с абз.2 ст.14 Закона, п.5.3.2 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. №901, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации.
Если договор о реализации туристского продукта в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств расторгается:
- ДО начала путешествия – туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта,
- ПОСЛЕ начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
При этом указание на судебный порядок расторжения договора не ограничивает права потребителя обратиться к туроператору с требованием о возврате денежных средств, уплаченных за туристский продукт, в досудебном порядке, в связи с чем рекомендуем на начальном этапе разрешения спора обратиться к туроператору в досудебном порядке, направив ему письменную претензию.
Зачастую в качестве альтернативы возврату денежных средств туроператор предлагает внести изменения в условия договора (отложить путешествие, изменить страну пребывания и т.п.). Прежде чем принимать решение о расторжении договора в судебном порядке следует обдумать предложения туроператора, изложить туроператору свои предложения относительно изменения договора, ведь достижение соглашения – это всегда более быстрый и взаимовыгодный способ решения спора.
Изменение договора должно быть совершено в письменной форме путем составления дополнительного соглашения к договору, а не соглашением о расторжении существующего договора и заключением нового.
В случае, если туроператор или турагент при заявлении туристом требования о расторжении договора сообщает об удержании части денежных средств, о возврате не полной стоимости по договору в связи необходимостью оплатить расходы исполнителя (выплатить штраф, неустойку, компенсацию и т.п.), туристу следует руководствоваться, в том числе, положениями статьи 14 Федерального закона, устанавливающей правовые основы обеспечения безопасности туристов в странах временного пребывания.
Согласно содержанию указанной статьи, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровья, турист (экскурсант) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.