ПЛАТЕЖНЫЕ УСЛУГИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Многие из нас пользуются платежными услугами: кто-то оплачивает покупки в магазине или интернет-магазине банковской картой, кто-то «закидывает деньги» на кредитный счет посредством банкомата, кто-то пользуется мобильными переводами, а кто-то идет непосредственно в банк оплачивать очередные коммунальные услуги. Так или иначе, платежные услуги являются частью нашей жизни. В данной статье мы расскажем о них подробнее.

Платежные услуги — это перевод денежных средств платежной организацией (посредником) от плательщика получателю. Платежные услуги регулируются Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Плательщик переводит платежной организации средства в безналичной форме или вносит наличными.

Платежная организация по поручению плательщика производит безналичную оплату товаров, работ, услуг, денежные переводы физлицам и т. п.
Платежные услуги осуществляются разными платежными организациями: банк, почта, платежные системы («Золотая корона», «Юнистрим», Qiwi, Яндекс.Деньги, PayPal и пр.) и характеризуются:
• каналом предоставления;
• используемым средством платежа;
• привязкой к банковскому счету.

Средства платежа бывают нескольких видов:

1. Банковская карта

Достоинства:
• скорость;
• низкие комиссии;
• банковские гарантии надежности платежей по дебетовым картам —государственная гарантия сохранности средств (АСВ).

Недостатки: риски краж и мошенничества в интернете и при пользовании банкоматом.

2. Электронный кошелек

Достоинства:
• скорость;
• надежность платежей;
• анонимное использование (для небольших сумм).

Недостатки:
• высокие комиссии
• нет государственной гарантии;
• риски краж и мошенничества в интернете.

3. Мобильный платеж

Достоинства: скорость и простота.

Недостатки:
• высокие комиссии;
• риски мошенничества или недобросовестности со стороны получателя платежа (фирмы-однодневки).

4. Платежи наличными через платежный терминал

Достоинства: скорость и простота

Недостатки:
• высокие комиссии;
• неудобное расположение или поломка терминала;
• риск кражи;

5. Платежи в офисах платежных организаций

Достоинства:
• доступность;
• привычность;
• простота;
• надежность;

Недостатки:
• деньги идут к получателю до трех дней;
• очереди;
• неудобное расположение и график работы.

При безналичном платеже необходимо, чтобы платежная организация вовремя и аккуратно перечислила деньги получателю, а тот предоставил плательщику товар или услугу. Для этого необходимо убедиться в их надежности: длительная история существования организации, наличие постоянных клиентов, личный успешный опыт покупок и т.п.

Для того, чтобы сэкономить на комиссиях необходимо заранее выяснить размер комиссионных сборов за проведение платежей, ведь они могут существенно варьироваться — от 0 до 10%.

Необходимо помнить, что:
• самые высокие комиссии — в небанковских терминалах для приема наличных;
• пользоваться лучше банкоматом своего банка;
• одна и та же платежная организация может брать разные комиссии за разные
виды платежей;
• комиссии часто взимаются не только при платежах, но и при переводе своих
денег между разными счетами;
• перед использованием платежных систем необходимо изучить их правила и прейскуранты.

Необходимо проверять получателя мобильных платежей. Мобильные платежи, распоряжение о которых отдается отправкой SMS на короткий номер, это один из наиболее рискованных расчетных инструментов.

Получателя платежа можно проверить следующим образом:
1) на сайте оператора сотовой связи найти раздел о его партнерах, принимающих мобильные платежи через SMS на короткие номера;
2) узнать название и стоимость услуги по короткому номеру;
3) провести интернет-поиск отзывов об услуге по данному номеру.