ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПЕРЕКРЫТИЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА В НЕНАДЛЕЖАЩЕМ СОСТОЯНИИ?
Жильцы последних этажей многоквартирных домов иногда с сожалением понимают, что крыша начинает протекать. Такое может случиться весной, когда активно все начинает таять. Крыши протекают в квартирах не только старых построек, но и в новых домах. Общие причины всех протечек — это нарушение герметичности покрытия кровли. Именно эти нарушения в старых и новых домах имеют разную направленность. В домах, которые эксплуатируются давно, причина понятна — это срок службы покрытия, оно отжило свой век и требуется его замена. Но когда протечки случаются в только что построенных и относительно новых домах, то, скорее всего, был использован некачественный материал кровли или были совершены ошибки, которые возникают в процессе работ по монтажу.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
К кому и в какой форме необходимо обращаться при затоплении квартиры из-за ненадлежащего состояния крыши в многоквартирном доме?
В первую очередь, нужно написать претензию (если причинен вред имуществу и других жильцов, то коллективную претензию), в которой необходимо указать:
– свои реквизиты, полный адрес и телефон;
– в основной части заявления нужно подробно описать проблему, указать точное место протечки, когда именно она произошла, дату и время, а также описать нанесенный материальный вред;
– к письму стоит прикрепить фото- или видеоматериалы, на которых отчетливо видно место протекания;
– в заключительной части заявления нужно потребовать составления акта, устранения протечки и проведения ремонтных работ, а также конкретные сроки устранения недостатков.
Составленную претензию необходимо направить по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или передать нарочно уполномоченному работнику управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива). В описи вложения необходимо указать «претензия от __.__.20__ г. по поводу (далее необходимо указать Ваше требование)». Если претензия передается работнику управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива) нарочно, Вам необходимо сделать копию претензии, на которой работник управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива) собственноручно напишет свои Ф.И.О., должность, дату принятия претензии и поставит свою подпись.
На что следует ссылаться в данной ситуации при возникновении споров с управляющей компанией, председателем товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива?
В соответствии с п.4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов относятся:
1) выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний;
2) выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит;
3) выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила;
4) выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов;
5) выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями;
6) проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия);
7) при выявлении повреждений и нарушений – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Что делать, если управляющая компания (председатель товарищества собственников жилья) или жилищно-строительного кооператива не согласен с суммой возмещения материального вреда?
В таком случае, необходимо вызвать оценщика, являющегося членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшим свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Затем нужно предъявить виновнику требования о возмещении материального вреда и убытков, связанных с затратами на проведение оценочных действий.
В случае, если спор с управляющей компанией (товариществом собственников жилья или жилищно-строительным кооперативом) не будет урегулирован в добровольном порядке, то в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ далее надлежит обращаться в суд, т.к. защита нарушенных гражданских прав находится в компетенции судебных органов, а также писать жалобу в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан на бездействие управляющей компанией (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива).