ЧТО НОВОГО ПОЯВИТСЯ В ПЕРЕВОДЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

03.07.2019 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон от 03.07. 2019г. №166-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее-Федеральный закон), который направлен на совершенствование контроля за рынком платежных услуг в связи с развитием платежных сервисов и появлением новых участников платежного процесса.

Данным Федеральным законом введены новые понятия "платежное приложение" и "поставщик платежного приложения":

платежное приложение – предоставляемое поставщиком платежного приложения программное обеспечение на подключенном к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" техническом устройстве (включая мобильный телефон, смартфон, планшетный компьютер), позволяющее клиенту оператора по переводу денежных средств составлять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием электронного средства платежа;

поставщик платежного приложения – юридическое лицо, в том числе иностранная организация, предоставляющее на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для его применения клиентами оператора по переводу денежных средств.

Определены требования к порядку взаимодействия оператора по переводу денежных средств (кредитной организации) с организациями, являющимися поставщиками платежных приложений, таких как ApplePay, SamsungPay, MirPay.

Так, предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе привлекать поставщика платежного приложения при обеспечении соответствия платежного приложения установленным требованиям к защите информации при осуществлении переводов денежных средств.

Поправками операторам по переводу денежных средств запрещено предоставлять поставщикам платежных приложений сведения об аналогах собственноручных подписей, кодах, паролях и иные сведения, используемые для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами. А условия использования клиентом электронного средства платежа с применением платежного приложения должны быть включены оператором по переводу денежных средств в договор с клиентом с указанием всех возможных ограничений применения такого платежного приложения.

Также рассматриваемым федеральным законом введено новое понятие "платежный агрегатор", под   которым понимается юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со ст. 14.1 Федерального закона в целях:
– обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в ч.13 ст.14.1 Федерального закона;
– участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в ч.13 ст.14.1 Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа.

Деятельность платежных агрегаторов рассматривается в качестве деятельности банковских платежных агентов. Кроме того, поправками предусмотрено, что при осуществлении платежным агрегатором операций по переводу денежных средств в пользу клиентов с использованием электронных средств платежа, зачисление указанных средств должно осуществляться на специальный банковский счет.

По таким счетам не могут быть приостановлены операции, а на денежные средства, находящиеся на этих счетах, не может быть наложен арест и обращено взыскание по обязательствам (долгам) платежного агрегатора.

Банк России будет вести перечни поставщиков платежных приложений и банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов, а налоговые органы будут осуществлять контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей:

  • по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет;
  • по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) указанных специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Кроме того, в Закон о национальной платежной системе включены положения, предусматривающие, что реквизиты перевода могут быть представлены в виде кода.

Банку России поправками предоставлено право устанавливать, в частности:

  • максимальные значения размера платы за осуществление переводов денежных средств и предоставление иных услуг в рамках платежной системы, которую банки могут брать со своих клиентов, что позволит не завышать тарифы для конечных потребителей;
  • особенности получения участниками платежной системы Банка России услуг. в рамках платежной системы, включая случаи обязательности использования данных услуг и указания средств индивидуализации этих услуг (знака обслуживания).

Данный Федеральный закон вступает в силу с 04.07.2020г.