Об обязательной маркировке молочной продукции средствами идентификации

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

 

        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 2099 утверждены Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции.

Под маркировку подпадает следующая молочная продукция:

– молоко и сливки (коды по ТН ВЭД 0401, 0402, коды по ОКПД2 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.51, 10.86.10.110);

– пахта, кисломолочные продукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и др. (коды по ТН ВЭД 0403, по ОКПД2 10.51.52);

– сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты (коды по ТН ВЭД 0405, коды по ОКПД2 10.51.30);

– сыры и творог (коды по ТН ВЭС 0406, коды по ОКПД2 10.51.40);

мороженое и прочие виды пищевого льда (коды по ТН ВЭС 2105 00, по ОКПД2 – 10.52.10);

– молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки (коды по ТН ВЭД 0404, по ОКПД2 – 10.51.55, 10.51.56);

– молочная продукция для детского питания (коды по ОКПД2 – 10.86.10.140, 10.86.10.190);

– напитки, содержащие молочные жиры (коды по ТН ВЭД – 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0).

          Перечисленные виды молочной продукции маркируются при условии, что выработаны из молока или молочных продуктов, изготовленных и упакованных промышленным способом на любом этапе производства.

Обязательная маркировка вводится для разных видов продукции в разные сроки, а именно:

  1. с 20 января 2021 года стартовал этап обязательной маркировки молочной продукции. На данном этапе производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли – могут добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.
  2. с 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры». С этой даты производители сыров и мороженого обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
  3. с 1 сентября 2021 года маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней. Производитель молочной продукции более 40 дней – с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
  4. с 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы. Производитель молочной продукции сроком годности менее 40 дней – с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
  5. С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для крестьянских (фермерских) хозяйств, которые самостоятельно реализуют собственную молочную продукцию. Производители, которые продают свою продукцию напрямую покупателям, без посредников – c этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.

          Организации розничной торговли, реализующие любые типы молочной продукции – с этой даты должны начать сканировать коды на кассе при продаже маркированной продукции и передавать сведения о продажах в систему с использованием онлайн-касс. К этому времени необходимо протестировать процессы продажи и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также при необходимости обновить кассовое программное обеспечение.

           С 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно – артикульный учет. Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли – участникам необходимо настроить электронный документооборот. Для этого нужно выбрать оператора электронного документооборота, провести его тестирование с контрагентами. Передавать сведения в систему необходимо о партиях товаров (информация о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара), без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.

          С 1 сентября 2022 года для всех участников оборота необходимо передавать в систему сведений о выводе продукции из оборота по всем причинам, отличным от продажи по ККТ (т.к. она с 1 декабря 2021 г.) в виде объемно-сортового учета – указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара.

 

Под маркировку не подпадает следующая молочная продукция:

– детское питание для детей до 3 лет и специализированное диетическое лечебное и профилактическое питание;

– упакованная непромышленным способом в организациях розничной торговли,

– масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;

– произведенная или ввезенная в РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации (продажи);

– вывозимая за пределы ЕАЭС;

– при реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;

– при хранении ее производителями;

– приобретенная по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.

 

         За оборот немаркированной молочной продукции либо нарушение порядка ее маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность!

 

Статья подготовлена специалистами Консультационного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан"