Организация рабочего места школьника
Организация рабочего места школьника
С приближением нового учебного года многих родителей школьников, особенно тех, чьи дети впервые переступят порог школы, волнует вопрос, как правильно организовать рабочее место ребенка. Организация рабочего места школьника дома – задача непростая. По статистике, почти 90% проблем со зрением дети приобретают именно в школьные годы, когда подолгу сидят за партой и столом, выполняя учебные задания.
Для начала необходимо определить расположение рабочего места. Идеальный вариант – отдельная комната, лучше, если окна выходят на восток или юго-восток. Если вы живёте в небольшой квартире, предпочтительно не делать уроки на кухне, а организовать ребенку удобный письменный стол (школьный уголок) в вашей комнате.
Нужно позаботиться и об оформлении рабочего уголка: светлые оттенки мебели и обоев визуально делают помещение более освещённым. Темные тона трудно компенсировать даже очень ярким светильником. Исследованиями установлено, что при окрашивании поверхности столов в черный или коричневый цвет, уровни освещенности в помещении понижаются на 20% по сравнению с оборудованием таких же помещений светлой мебелью. Отказаться придется и от глянцевого стола, дающего яркие блики. Если лакированный стол уже приобретен, то перед выполнением домашнего задания можно закрывать бликующую поверхность силиконовой салфеткой. Не стоит оформлять рабочее место в разнотонных и контрастных тонах – это будет способствовать рассеиванию внимания ребёнка. Оптимальными для учебной мебели являются цвета натурального дерева или светло-зеленый.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, не снижающих уровень естественного освещения.
Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для правши стол необходимо расположить слева от окна, для левши – справа). Часто стол ребенка размещают напротив окна, но при такой расстановке прямой свет отражается от тетрадных листов, и глаза устают. Если иного выхода нет, то размещайте стол на расстоянии в 40-50 см.
Освещение должно быть смешанным (естественное и искусственное). Общее искусственное освещение обеспечивается потолочными светильниками с использованием ламп по спектру излучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. В качестве общего освещения не допускается одновременное использование ламп разного типа. При использовании люминесцентных светильников общее освещение следует выполнять в виде линий, расположенных сбоку от рабочего места параллельно линии зрения.
Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Рекомендуется использовать настольную лампу, которая совместно с верхним светом обеспечивает освещенность рабочего места на уровне 300-500 лк. В качестве источника местного освещения используется лампа накаливания мощностью от 60 до 80 ватт, установленная на высоте 35-50 см от поверхности стола. Допустимо использование энергосберегающих, галогенных или светодиодных ламп. Из светодиодных ламп для большего комфорта – лучше выбрать с нейтральным белым цветом, на упаковке которых указана цветовая температура 4000 градусов Кельвина (К) или с теплым цветом – со цветовой температурой 2700–3200 К.
Для стола отлично подойдет лампа с трапециевидным плафоном или расширяющимся конусом: такая форма лучше всего рассеивает свет и гарантирует оптимальное освещение. Лампу лучше выбирать с отражателем, чтобы свет был не прямым, а немного рассеянным. Плафон – непрозрачный, при этом лампочка не должна выступать за его края, поэтому для лампы обязателен защитный козырёк или абажур. Основание лампы не должно быть глянцевым, чтобы отраженный свет не попадал ребенку в глаза. Важно правильно выбрать цвет настольной лампы. Оттенок не должен быть слишком ярким, чтобы не отвлекать ребенка от занятий, например зелёный или любой пастельный.
Надо следить, чтобы во время выполнения уроков вся комната была освещена. Если свет падает только на рабочую поверхность, а остальная комната находится в полумраке, это увеличивает утомляемость ребенка.
Мебель обязательно должна соответствовать росту ребёнка. Родителям необходимо следить, чтобы во время занятий дома ребёнок сохранял оптимальную позу – сидя глубоко на стуле, с ровным корпусом, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Важный момент – стул должен задвигаться под стол так, чтобы при опоре на его спинку, между грудью ребёнка и столом сохранялось расстояние равное ширине детской ладони.
При работе с печатными учебными пособиями, желательно их располагать на подставке, на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости. Не следует наклоняться вперед или опираться грудью о край парты – в такой позе быстро наступит усталость. Самое комфортное положение для занятий – когда руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
Комфортная психологическая обстановка – важный фактор, способствующий успешной работе ученика. Отсутствие ярких красок в интерьере, фонового шума от телевизора или музыки помогает концентрации внимания и препятствует быстрому утомлению. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сосредоточиться, правильным решением будет выполнение домашнего задания в тишине, а для прослушивания музыки отвести отдельное время. Также не рекомендуется приём ищи или употребление напитков во время выполнения домашнего задания.
Правильно и рационально подойдя к организации рабочего места, вы сохраните ребенку здоровье и обеспечите его хорошую успеваемость.