Итоги информирования и консультирования потребителей на базе Консультационного центра и консультационных пунктов филиалов
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» в 2022г.
На протяжении уже более 13 лет одним из направлений деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Центр гигиены и эпидемиологии) является информирование и консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей. С 2016 года данное направление деятельности включено в состав государственного задания в рамках выполнения работы №6.
Количество оказанных потребителям консультаций в 2022г. немного уменьшилось по сравнению с 2021г. и составило 10 785 консультаций (в 2021г. – 12 664), при этом также как и в предыдущие годы число оказанных консультаций по телефону составляет большую часть консультаций – 80,4%.
58,2% (6 284) консультаций от общего числа было оказано специалистами Консультационного центра, при этом 84% консультаций на личном приеме – специалистами консультационных пунктов филиалов (1 755 из 2 090).
Структура поступивших обращений потребителей в 2022г. представлена на рисунке 1.
Наибольшее количество обращений в 2022 году, как и в предыдущие годы, поступило по вопросам продажи технически сложных товаров (1 305), одежды
и обуви (857), а также оказания бытовых услуг (604) и услуг ЖКХ (591). Также, второй год в условиях ковидных ограничений население Республики Татарстан активно пользовалось и виртуальными услугами (интернет – магазины, доставка товаров, оплата услуг), поэтому в отчетном году, также как и в 2021, значительная часть обращений поступила по вопросам дистанционной торговли (738).
В 2022 году по обращениям граждан на безвозмездной основе было составлено 857 документов. Структура видов составленных документов осталась практически неизменной – большую часть из их (82%) из них, так же как и в 2021г., составляют претензии. Наибольшее количество документов было составлено по вопросам продажи технически сложных товаров (15,2%), мобильных телефонов (11%), мебели (8,3%), продажи товаров дистанционным способом (6,3%), а также по вопросам оказания бытовых (7,6%) и финансовых (4,9%).
Являясь активным участником масштабного Проекта Минфина России и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Центр ведет последовательную и целенаправленную информационно-просветительскую работу в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Так, в 2022г. было оказано 363 консультации по вопросам оказания финансовых услуг, составлено 42 документов, разработана 1 памятка по вопросам защиты прав потребителей, от общего числа подготовленных и размещенных в СМИ материалов по вопросам применения потребительского законодательства Российской Федерации в 2022г. 12,8% составляют публикации по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг (54 из 422).
Уже на регулярной основе во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18.04.2017г. Центр гигиены и эпидемиологии совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Госалкогольинспекцией Республики Татарстан и иными соисполнителями подпрограммы №6 продолжил консультирование населения по вопросам защиты прав потребителей на базе филиалов МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Татарстан.
Также принципиально важным в повышении эффективности проводимой работы является взаимодействие с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления и общественными организациями, реализация которого была продолжена в рамках подпрограммы №6 Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», действие которой было продлено до 2022 года, и одним из основных и активных соисполнителей программных мероприятий которой являлся Центр гигиены и эпидемиологии.
Кроме того, Консультационным центром и консультационными пунктами постоянно проводятся мероприятия просветительского характера, направленные на обучение и повышение уровня правовой грамотности населения посредством размещения соответствующей информации на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан и Центра гигиены и эпидемиологии, проведения телефонных «горячих» линий, лекций и уроков-практикумов для учащихся всех типов учебных заведений, разработки тематических памяток для населения, проведения разнообразных опросов.
Центр гигиены и эпидемиологии продолжает вести работу по информированию граждан и посредством проведения мероприятий образовательной направленности (лекции, семинары и иные формы обучения), в 2022 году было проведено 112 подобного рода мероприятий.
К числу наиболее востребованных и доступных для потребителей способов информирования можно отнести применение наглядных материалов. Так, в 2022г. было разработано 16 видов памяток и листовок для потребителей по наиболее актуальным вопросам защиты прав потребителей.
Количество подготовленных Центром публикаций и выступлений по вопросам защиты прав потребителей в 2022г. составило 422 публикации. Продолжена была работа по повышению уровня правовой грамотности населения посредством применения информационных технологий – 54% от общего числа информационного материала (226 из 422) было размещено на сайте Центра гигиены и эпидемиологии.
В 2022г. Консультационным центром и пунктами для потребителей была проведена 81 «горячая линия» по наиболее актуальным вопросам защиты прав потребителей (в том числе, по вопросам оказания туристских и финансовых услуг, услуг такси и каршеринга, качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей и новогодних подарков, организации дополнительного питания в школах и т.п.).