МАРКИРОВКА ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В настоящее время на территории Российской Федерации очень динамично внедряются системы цифровой маркировки товаров средствами идентификации. Начало процесса запущено в 2016 г., когда стартовал пилотный проект по обязательной маркировке изделий из меха. В 2017г. был введен пилотный проект по маркировке лекарственных препаратов, в 2018г. начался эксперимент по маркировке сигарет и другой табачной продукции. Все пилотные проекты, запущенные до 2019г., были подготовительными этапами для перехода к обязательной маркировке.
Работа систем маркировки активно поддерживается государством, участие же в системах для предпринимателей может носить добровольный или обязательный характер. Речь идет о таких системах, как «Российская система качества» – Роскачество (создана на основании распоряжения Правительства РФ от 30.04.2015г. №780-р), участие в которой носит добровольный характер, и которая предполагает в отношении товара, прошедшего необходимые испытания, маркировку российским Знаком качества, устанавливает правила его нанесения на цифровые носители информации: веб-сайты, баннеры, рекламные видеоролики и др. Выявление товаров, достойных российского Знака качества, происходит по результатам веерных исследований, в ходе которых продукция, приобретенная в торговых точках страны, проверяется на соответствие существующим стандартам качества и стандартам Российской системы качества. Стандарты Роскачества находятся на верхней границе или превышают требования современных ГОСТов.
Другая, не менее значимая система цифровой маркировки  – Система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров «Честный знак» (далее – Система «Честный знак»). Цели, задачи и основные принципы ее создания и функционирования установлены распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018г. №2963-р. В документе также описаны требования к маркировке товаров. Оператором Системы «Честный знак» является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2019г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения. Зарегистрироваться в системе должны все участники оборота: производители, продавцы и поставщики товаров – юридические лица и индивидуальные предприниматели.
По распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 №791-р, все этапы оборота товаров регистрируются в этой системе маркировки товаров.
Маркировка необходима, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до потребителя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары. Каждый товар маркируют уникальным двумерным кодом: Data Matrix — его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки. Data Matrix состоит из двух частей:
  • код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров;
  • код проверки (криптохвост): генерируется оператором.
Код получает и наносит на товар производитель или импортер. Такой код практически невозможно подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии. Серию кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение пяти лет с момента выпуска товара. Есть товары, которые маркировать нужно обязательно, без этого их нельзя продавать, для некоторых же видов продукции маркировка пока добровольная — чтобы бизнес мог ее протестировать. Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и воду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix. Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке  средствами идентификации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р. В частности, туда входят: сигареты и папиросы, духи и туалетная вода, шины, товары легкой промышленности, обувь, фотокамеры (кроме кинокамер), молочная продукция, упакованная вода, кресла-коляски, пиво, отдельные виды слабоалкогольных напитков, БАДы, отдельные виды парфюмерно-косметической продукции, отдельные виды медицинских изделий, отдельные виды безалкогольных напитков. К 2024 г. обязательной маркировкой планируется охватить все группы товаров: от продуктов питания и товаров первой необходимости до табачных изделий. Скачав приложение «Честный знак» и просканировав двухмерный код Data Matrix, потребитель сможет проверить, находится ли товар в системе и узнать его качество. Сканировать код будет и продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Кроме того, в этой системе покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Приложение «Честный Знак» доступно в App Store и Google Play. С помощью смартфона можно считать код маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки. Кроме того, через приложение можно сообщить об обнаружении контрафактной продукции, также для мотивации участников будут запущены бонусные программы. В настоящее время пока работает  уведомительный порядок контроля – при покупке товара система сообщит о контрафакте, но не запретит сделку по его приобретению. Наличие нелегальной и контрафактной продукции на российском рынке – серьезная проблема как для самих потребителей, которые за свои деньги получают товар сомнительного качества, так и для владельцев продукции, поскольку контрафакт негативно сказывается на их репутации и влечет финансовые убытки. Кроме того, государство недополучает суммы налоговых платежей и таможенных сборов. Система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров «Честный знак» имеет своей целью решение всех этих проблем одновременно.