НОВОВВЕДЕНИЯ В ПРАВИЛАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

С 1 сентября 2025 г. вступили в силу  новые Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденные  постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2025 № 782 (далее – Правила). Какие же изменения затронут подписчиков периодических печатных изданий согласно данным нововведениям?

Правила регулируют отношения между подписчиком, распространителем, издателем, редакцией. Следует отметить, что большинство норм ранее действовавших правил сохранилось,  но с определенными изменениями.

Пунктом 2 Правил введены такие понятия как «договор подписки», «издатель», «каталог», «минимальный срок подписки», «подписной период», «пункт приема подписки», «редакция».

Новыми правилами определено, что прием подписки на периодическое печатное издание, включенное в каталог или иной источник информации о распространяемых периодических печатных изданиях по договору подписки, осуществляется путем заключения договора подписки (абз. 1 п. 3 Правил).

Для подтверждения заключения договора подписки распространитель выдает и (или) направляет подписчику кассовый чек и (или) иной документ, подтверждающие факт заключения договора подписки, содержащие, в том числе, следующую информацию:

  • реквизиты распространителя;
  • подписной период;
  • наименование периодического печатного издания;
  • подписной индекс или иное обозначение, позволяющее идентифицировать периодическое печатное издание и условия подписки;
  • общее количество экземпляров каждого периодического печатного издания;
  • место передачи или адрес и способ доставки периодического печатного издания;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) подписчика;
  • цена подписки (абз. 2 п. 3 Правил).

Распространитель направляет кассовый чек подписчику в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Цена подписки складывается из цены экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, выпускаемого в течение указанного в договоре подписки подписного периода, но не менее установленного издателем, редакцией минимального срока подписки, и цены услуг по исполнению договора подписки, в том числе цены доставки периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки (п. 4 Правил).

Распространитель вправе определить пунктом приема подписки сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 5 Правил).

Информация о распространителе, издателе, редакции доводится до сведения подписчика в соответствии с положениями статей 8, 9 и 11 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (п. 6 Правил).

В новых правилах определен перечень информации, которую должен содержать каталог или иной информационный источник о распространяемых периодических печатных изданиях (пп. г) п. 7 Правил).

Подписчику предоставлено право предъявить к распространителю требование в отношении недоставленного или доставленного с нарушением предусмотренного договором подписки срока доставки экземпляров периодического печатного издания (абз. 2 п. 19 Правил).

Теперь цена подписки является неизменной на весь подписной период, указанный в договоре подписки.

Новыми правилами подписчику предоставлено право переадресовать подписку с очередного месяца и в рамках подписного периода в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации по тарифам распространителя (п. 16, 18 Правил).

В случае получения экземпляров периодического печатного издания с недостатками, в том числе с полиграфическим браком, или потерявших товарный вид, подписчик вправе предъявить требования как к распространителю, так и к издателю, редакции (п. 20 Правил).

Оценка соблюдения распространителем, издателем, редакцией требований Правил осуществляется в рамках федерального государственного контроля в области защиты прав потребителей (п. 38 Правил).