Услуги общественного питания

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Все мы ходим в кафе и рестораны приятно провести время, изучаем меню и винные карты в поисках «того самого», самого вкусного или чего-то новенького. Но всегда ли содержимое меню дает нам полную информацию о блюде, составе или способе его приготовления? Можем ли мы получить информацию о том, кто оказывает соответствующие услуги? Должен ли быть в кафе «уголок потребителя? В этой статье мы предлагаем Вам найти ответы на эти вопросы.

В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем сферу отношений в области защиты прав потребителей, такое понятие как «уголок потребителя» отсутствует, равно как и требование о его оформлении в виде какого-либо стенда и/или размещении его в определенном месте.

Однако Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I “О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства Российской Федерации, от 21 сентября 2020 г. N 1515 (далее – Правила) предусмотрено право потребителя на получение необходимой и достоверной  информации об исполнителе, режиме его работы, а также об реализуемых (оказываемых) им услугах (п.1 ст.8 Закона, п.12 Правил).  Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров оказания услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

При этом под “услугами” в соответствии с п.2 Правил понимаются услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

1. Информация об исполнителе

В соответствии со ст.9 Закона исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. Исполнитель – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый исполнителем, подлежит лицензированию (например, продажа алкогольной продукции) и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

2. Информация о режиме работы исполнителя

В соответствии с п.1 ст.11 Закона режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных выше, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Согласно п.3 Правил, п.3 ст.11 Закона режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

2. Информация об оказываемых услугах

В соответствии со ст.10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (в частности, в сфере оказания услуг общественного питания – Правилами оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства Российской Федерации, от 21 сентября 2020 г. N 1515).
В соответствии с п.5 Правил исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг. При этом перечень производимой и реализуемой им продукции общественного питания и (или) покупных товаров, соответствующих обязательным требованиям нормативных правовых актов, указывается в меню (прейскуранте) или иным способом, обеспечивающим получение информации в наглядной и доступной форме в целях правильного выбора соответствующих услуг (продукции).
В соответствии с п.2 ст.10 Закона информация об услугах (применительно к сфере услуг общественного питания) в обязательном порядке должна содержать:
1) наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение (если осуществляется также продажа товаров);
2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
3) цену в рублях и условия приобретения товаров, услуг, в том числе при оплате товаров, услуг через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
4) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, услуг);
5) срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению (если осуществляется также продажа товаров);
6) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя;
7) информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, услуг, указанных в п.4 ст.7 Закона;
8) информацию о Правилах оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства Российской Федерации, от 21 сентября 2020 г. N 1515;
9) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги;
10) указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Дополнительно, в соответствии с п.9 Правил исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 10 Закона, обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах:
1) перечень услуг и условия их оказания;
2) наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
3) сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
4) сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг (п.10 Правил).
В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
В соответствии с п.11 Правил потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10 Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания.
Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
Кроме того, согласно п.12 Правил потребитель вправе получить дополнительную информацию о потребительских свойствах предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

1 января 2021 года вступят в силу новые Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. №1515 (далее-Правила) и будут действовать до 1 января 2027 года.

Согласно Правилам, услуги общественного питания, предусматривают изготовление продукции общественного питания, создание условий для ее потребления и реализации, а также иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

https://fbuz16.ru/repository/images/izmenObPitaniya.jpg

В Правилах установлено, в частности, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей, в том числе следующую информацию:

– перечень услуг и условия их оказания;

– наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

– сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

– сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).

Потребитель вправе получить дополнительную информацию о потребительских свойствах предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Исполнителю запрещается без согласия потребителя включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню. Потребитель может отказаться от оплаты не согласованных с ним названных дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, – потребовать возврата уплаченной суммы.

Также, в новых Правилах закреплена возможность направления потребителю электронного кассового чека (бланка строгой отчетности).