Гостиничные услуги

ВОПРОС: По роду своей деятельности часто приходится останавливаться в гостиницах, и для отчета работодателю мне необходимо предоставлять платежные документы по моим расходам. Имею ли я право запрашивать их в гостиницах?
ОТВЕТ: Да, конечно. В соответствии с п. 26 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020г. №1853, потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, а исполнитель (юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю гостиничные услуги) при осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

ВОПРОС: Планируем путешествие по России, и стоим перед выбором гостиницы. Хотели бы узнать, в каком нормативном правовом акте можно ознакомиться с категориями гостиниц и основными требованиями к ним?
ОТВЕТ: В целях предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц категориям в Российской Федерации принято Положение о классификации гостиниц, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2020г. №1860 (далее – Положение о классификации гостиниц).
В соответствии с п. 4 Положения для целей классификации все виды гостиниц классифицируются по системе звезд, в которой предусмотрено 6 категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». Высшей категорией является категория «пять звезд», низшей – «без звезд».
В приложениях №1 и 2 Положения о классификации гостиниц указаны требования к номерам гостиниц и критерии бальной оценки номеров, в приложении №4 указаны показатели, определяющие соответствие гостиницы и предоставляемых в ней гостиничных услуг уровню требований, в приложении №5 указаны критерии бальной оценки гостиниц.

ВОПРОС: Слышал, что в гостиницах существует два вида бронирования – гарантированное и негарантированное. Чем они отличаются друг от друга?
ОТВЕТ: В соответствии с п.16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853:
б) негарантированное бронирование – вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.
В соответствии с п.16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853:
б) негарантированное бронирование – вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.

ВОПРОС: Вчера вечером искал номера в гостиницах Сочи. Нашел очень хорошую гостиницу, по фото номер очень понравился, однако стоимость номеров по соответствующим категориям на официальном сайте данной гостиницы я так и не нашел. Разве не должна гостиница размещать данную информацию на своем сайте?
ОТВЕТ: Нет. В соответствии с п.п. 9, 10 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2020г. №1853, исполнитель гостиничных услуг обязан довести до сведения потребителя, в частности сведения о категории номеров гостиницы, цену номеров (места в номере), перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере, размещая данную информацию таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени гостиницы, и размещается в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей.
При этом п.10 Правил предусмотрено право исполнителя (но не обязанность) также довести до сведения потребителя данную информацию посредством ее размещения на сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
ВОПРОС 27.05.2021: Порядок заселения в гостиницу путешествующих без родителей несовершеннолетних?
Согласно п.18 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020г. №1853, заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов), сопровождающего лица (лиц), при условии предоставления таким сопровождающим лицом (лицами) согласия законных представителей (одного из них), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.
Заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, в отсутствие нахождения рядом с ними законных представителей осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность этих несовершеннолетних, при условии предоставления согласия законных представителей (одного из них).
ВОПРОС: Этим летом мы с мужем ездили отдыхать в Крым, за несколько дней до отъезда муж вывихнул лодыжку и ему требовался осмотр врача. Однако на просьбу вызвать скорую помощь сотрудники отеля попросили оплатить вызов. Правомерны ли данные действия? Какие услуги должны быть предоставлены потребителю бесплатно?
Нет, данные действия неправомерны. В соответствии с п. 27 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. N 1085, исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:
- вызов скорой помощи, других специальных служб;
- пользование медицинской аптечкой;
- доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;
- побудка к определенному времени;
- предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов;
- иные услуги по усмотрению исполнителя.
ВОПРОС 18.05.2018: Две недели назад был в командировке и поселился в гостинице на 4 дня. При выселении из гостиницы при оплате с меня потребовали большую сумму, что предварительно не была оговорена. Администратор гостиницы пояснил, что это дополнительные расходы за «побудку заказчика к определенному времени». Поскольку я опаздывал на поезд, то мне пришлось заплатить. Правомерно ли это?
Это неправомерно. В соответствии с пп. «г» п.27 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085, исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить, в том числе, побудку к определенному времени.