Выполнение работ

 

ВОПРОС 24.09.2025:  Существует ли установленный законом порядок приемки оказанных автосервисом услуг (выполненных работ)?

ОТВЕТ: Да, общий порядок установлен Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2025 г. № 780 (далее – Правила), конкретные правила устанавливаются в договоре с исполнителем.

Согласно п. 25 Правил потребитель обязан в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, проверить с участием исполнителя комплектность и техническое состояние автомототранспортного средства, а также объем и качество оказанных услуг, исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту, и принять оказанные услуги. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанных услуг, подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в приемо-сдаточном акте, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем. Потребитель, обнаруживший недостатки при приемке услуг, вправе ссылаться на них, если в приемо-сдаточном акте были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требований по их устранению.

Если иное не предусмотрено договором, потребитель, принявший услуги без проверки, лишается права ссылаться на недостатки, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (явные недостатки).

Потребитель, обнаруживший после приемки услуг отступление в них от договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружении.

ВОПРОС 25.02.2025: Приехал в автосервис по поводу неисправности своего автомобиля. После диагностики технического состояния, мастер сообщил, что ремонт займет продолжительное время, и необходимо оставить автомобиль на два дня. Должны ли мне в таком случае выдать какие-либо документы о том, что я оставил автомобиль?

ОТВЕТ: Да, конечно. В соответствии с п.18 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290, в случае если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены.

Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя (при наличии печати).

Экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потребителю.

ВОПРОС 07.05.2019: В одной из автомастерской нашего города меня не пустили в ремонтную зону, где выполнялись ремонтные работы моего автомобиля. Причина отказа-обеспечение моей безопасности. Скажите, данный отказ правомерен?

Нет. В соответствии с п. 31 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

ВОПРОС 30.04.2019: У меня сломался автомобиль, отогнал его в автосервис для ремонта. При заключении договора с автосервисом меня попросили предоставить и оставить у них до окончания работ документы, удостоверяющие личность и право собственности на автотранспортное средство.  Меня это насторожило. Законно ли это?

Нет. В соответствии с п. 14 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, договор заключается при предъявлении потребителем документа, удостоверяющего личность, а также документов, удостоверяющих право собственности на автомототранспортное средство (свидетельство о регистрации, паспорт автомототранспортного средства, справка-счет). При сдаче в ремонт отдельных составных частей автомототранспортного средства, не являющихся номерными, предъявления указанных документов не требуется.
Потребитель, не являющийся собственником автомототранспортного средства, предъявляет документ, подтверждающий право на эксплуатацию автомототранспортного средства.
Потребитель, пользующийся правом на льготное обслуживание, предъявляет документы, подтверждающие наличие у него такого права. Право на льготное обслуживание сохраняется за ним и в тех случаях, если он пользуется автомототранспортным средством по доверенности.
При оформлении и выполнении договора документы, предъявляемые потребителем, не изымаются.

ВОПРОС: Недавно я обратился в автосервис для оказания услуг (выполнения работ) по ремонту автомобиля, однако через две недели обнаружил скрытые недостатки  выполненного ремонта. Имею ли я право предъявить претензию исполнителю, если гарантия на ремонт не была установлена? Какие требования я могу заявить в своей претензии?

Да, имеете, однако Вам придется доказать, что недостаток возник до принятия Вами результата работ (услуг).
Согласно п.4 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей», п. 42 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 (далее – Правила), исполнитель отвечает за недостатки услуги (работы), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии с п. 40 Правил в случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) Вы вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

  •   безвозмездного устранения недостатков;
  •   соответствующего уменьшения установленной за работу (услугу) цены;
  •   безвозмездного повторного выполнения работы (оказания услуги);
  •   возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

Если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) не будут устранены исполнителем, Вы вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. Также Вы вправе отказаться от исполнения договора, если обнаружите существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или существенные отступления от условий договора.

ВОПРОС: Недавно в моей квартире завершился ремонт (для проведения ремонтных работ я заключил договор подряда с индивидуальным предпринимателем), однако вчера я обнаружил, что в некоторых местах обои криво наклеены, что портит внешний вид комнаты. Могу ли я потребовать устранения данных недостатков и в какой срок они должны быть устранены?

Да, можете. Согласно п.1 ст.29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать, в том числе, безвозмездного устранения недостатков выполненной работы.

При этом, согласно ст.30 Закона недостатки работы должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный Вами.

Назначенный Вами срок устранения недостатков работы указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном Вами исполнителю.