Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

Каждый собственник помещения, получая ежемесячный счет на оплату коммунальных услуг, скорее всего, обращал внимание на наличие графы «содержание общего имущества».

Состояние общего имущества многоквартирного дома должно быть обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и т.п.

Для того, чтобы содержание общего имущества соответствовало установленному, оно должно включать в себя:
- осмотр общего имущества;
- обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, и т.п.

Но это лишь часть услуг, которые должны быть регулярно исполнены.

Что такое «осмотр общего имущества» и какие виды осмотра существуют?

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся:
1) собственниками помещений,
2) лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы,
3) ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией,
4) лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

В соответствии с п.13.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее – Правила), осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные.

Текущие осмотры могут быть общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества. Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в том числе в зависимости от материалов изготовления элементов общего имущества.

Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год:

- весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества (при этом уточняются объемы работ по текущему ремонту);
- осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период.

Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Каким образом оформляются результаты осмотра общедомового имущества?

Согласно п.14 Правил результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).

Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Что помимо осмотров общего имущества необходимо осуществлять в многоквартирном доме?

Согласно п.23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее – Перечень), работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включают в себя:
1) сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
2) влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
3) мытье окон;
4) очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
5) проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекцию септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

Согласно п.4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» (далее – Санитарные правила) при эксплуатации производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, а также транспорта должны соблюдаться меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе:
- уборка и дезинсекции в соответствии с Санитарными правилами;
- устройство освещения в помещениях подвального типа;
- своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка в помещениях подвального типа;
- герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков.

Какова периодичность проведения обследований по дезинсекции общедомового имущества?

В соответствии с п.3.5 Санитарных правил кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объектов, указанных в пункте 2.2 Санитарных правил, должна составлять не менее 1 раза в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий).

Какова периодичность проведения сухой и влажной уборки общедомового имущества?

Согласно п.3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже, чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

К кому и в какой форме необходимо обращаться при ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме?

В случае, если управляющая компания (товарищество собственников жилья или жилищно-строительный кооператив) не соблюдает вышеуказанные нормы и правила по надлежащему содержанию мест общего пользования в многоквартирном доме, нужно написать претензию управляющей компании (товариществу собственников жилья или жилищно-строительному кооперативу), в которой необходимо указать:
- свои реквизиты, адрес и телефон;
- в основной части претензии нужно подробно описать проблему и потребовать проведения соответствующих мер (уборка, дезинфекция, дезинсекция и (или) дератизация).

Рекомендуется (по возможности) направить коллективную претензию.

Составленную претензию необходимо направить по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или передать нарочно уполномоченному работнику управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива). В описи вложения необходимо указать «претензия от __.__.20__ г. по поводу (далее необходимо указать Ваше требование)». Если претензия передается работнику управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива) нарочно, Вам необходимо сделать копию претензии, на которой работник управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива) собственноручно напишет свои Ф.И.О., должность, дату принятия претензии и поставит свою подпись.

Что делать, если управляющая компания (председатель товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива) не удовлетворяет Ваши требования?

В таком случае необходимо обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан на бездействие управляющей компании (товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива), приложив при этом копию претензии. Также следует направить письменное обращение в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) по поводу санитарного состояния общедомового имущества.

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель в соответствии с п.1 ст.29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» вправе по своему выбору потребовать помимо  безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), а также соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

Если спор с управляющей компанией (товариществом собственников жилья или жилищно-строительным кооперативом) не будет урегулирован в добровольном порядке, то в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ далее надлежит обращаться в суд, т.к. защита нарушенных гражданских прав находится в компетенции судебных органов.


Пишите нам