Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

ПРАВА
И
ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каждый из нас хотя бы раз в жизни останавливался в гостинице, находясь в командировке или на отдыхе, однако не всем известны права и обязанности потребителя гостиничных услуг в Российской Федерации.

К числу основных нормативных правовых актов, содержащих ответ на данный вопрос, можно отнести:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации,
  • Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»,
  • Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 №490 (далее - Правила).

Для начала предлагаем разобраться в основных терминах и определениях. Итак, в соответствии с п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490:

"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"исполнитель" - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

"гостиница" - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

К важнейшим правам потребителя, предусмотренным Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) относятся:

  1. право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) (ст.ст. 8-10 Закона);
  2. право на надлежащее качество товаров (работы, услуги) (ст.4 Закона);
  3. право на безопасность товара (работы, услуги) (ст.7 закона);
  4. право на просвещение в области защиты прав потребителей (ст.3 Закона);
  5. право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также морального вреда вследствие недостатков товара (работы, услуги) (ст.14, 15 Закона).

В соответствии с п.п. 11, 20-23 Правил потребитель гостиничных услуг вправе:
1) отказаться от оплаты дополнительных услуг, оказанных без его согласия, а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы;
2) расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги;
3) при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков;
  • соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу;

4) расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки;
5) расторгнуть договор, если он обнаружил существенные недостатки в оказанной услуге или иные существенные отступления от условий договора;
6) потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатком оказанной услуги или нарушением сроков ее оказания;
7) если исполнитель нарушил сроки начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;
  • расторгнуть договор об оказании услуги.

Согласно п.п. 12, 19, 26 Правил потребитель гостиничных услуг обязан:
1) оплатить оказанную исполнителем в полном объеме услугу после принятия ее потребителем; с согласия потребителя услуга может быть оплачена им при заключении договора в полном объеме или путем выдачи аванса;
2) соблюдать установленный исполнителем порядок проживания и правила противопожарной безопасности ;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить ущерб в случае утраты или повреждения имущества гостиницы, нести ответственность за иные нарушения.

Желаем Вам приятного отдыха!


Пишите нам