Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каждый из нас хотя бы раз в жизни останавливался в гостинице, находясь в командировке или на отдыхе, однако не всем известны права и обязанности исполнителя гостиничных услуг в Российской Федерации.

К числу основных нормативных правовых актов, содержащих ответ на данный вопрос, можно отнести:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации,
  • Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»,
  • Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 №490 (далее - Правила).

Для начала предлагаем разобраться в основных терминах и определениях. Итак, в соответствии с п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490:

"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"исполнитель" - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

"гостиница" - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

В соответствии с п.п.6, 9, 12, 13, 16, 26 Правил исполнитель гостиничных услуг вправе:

  1. заключать договор на бронирование мест в гостинице;
  2. установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей;
  3. установить цену номера (места в номере), а также форму его оплаты;
  4. установить посуточную или почасовую оплату проживания;
  5. определить перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере);
  6. с учетом местных особенностей изменить единый расчетный час;
  7. устанавливать порядок проживания в гостинице;
  8. требовать от потребителя возмещения ущерба в случае утраты или повреждения имущества гостиницы.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Запрещается обуславливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг.

Согласно п.п. 3-5, 7, 10, 14, 15, 17, 21-24 исполнитель обязан:

  1. заключить с потребителем договор на предоставление услуг, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг, в том числе, если учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, предусмотрена обязанность исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги соответствующей категории лиц;
  2. обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, которым такие льготы предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами;
  3. обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее;
  4. довести до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы; исполнитель - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
  5. своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора;
  6. обеспечить наличие в каждом номере информации о порядке проживания в гостинице, правил противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами, которые должны доводиться до сведения потребителей на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
  7. обеспечить соответствие качества предоставляемых услуг условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к этим услугам; если нормативными правовыми актами предусмотрены обязательные требования к услугам, качество предоставляемых услуг должно соответствовать этим требованиям; материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории;
  8. обеспечить вызов скорой помощи, предоставить медицинскую аптечку, кипяток, иголки;
  9. отвечать за сохранность вещей потребителя, в случае обнаружения забытых вещей немедленно уведомить об этом владельца вещей;
  10. устранить недостатки оказанной услуги в течение часа с момента предъявления потребителем соответствующего требования;
  11. за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя уплатить потребителю за каждый час (день, если срок определен в днях) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов суточной цены номера (места в номере) или цены отдельной услуги, если ее можно определить;
  12. за нарушение сроков начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов суточной цены забронированных мест;
  13. возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а также компенсировать моральный вред, причиненный потребителю нарушением прав потребителя.

Желаем Вам приятного отдыха!


Пишите нам