Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

Права потребителя при обнаружении
недостатков меховых изделий

Со сменой летнего сезона на зимний актуальным становится вопрос обновления зимнего гардероба. И в этом случае нет более комфортной, теплой, красивой одежды, чем изделие из меха, которое создает неповторимое ощущение тепла и уюта в самые суровые и снежные зимы. К сожалению, нередки ситуации, когда после совершения долгожданной покупки в товаре обнаруживаются различного рода недостатки.

В настоящей статье мы рассмотрим вопрос, какими правомочиями обладает потребитель при обнаружении в меховом изделии недостатков.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-I "О защите нрав потребителей" (далее - Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Потребитель вправе предъявить данные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока (абз.1 п.1 ст.19 Закона).

Следует отметить, что поскольку меховые изделия являются в большинстве своем предметом зимнего гардероба, а, следовательно, сезонным товаром, то по смыслу п.2 ст.19 Закона гарантийный срок в отношении зимних меховых изделий должен исчисляться с момента наступления зимнего сезона. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.1998 г. №611-р «О сроках сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы товаров сезонного назначения на территории Республики Татарстан» зимний сезон устанавливается с 16 ноября по 15 марта. Иными словами, если Вы приобрели меховое изделие в период распродаж, например, летом, то гарантийный срок будет исчисляться не с даты покупки, а с 16 ноября календарного года.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.19 Закона в отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой потребитель вправе участвовать (абз.2 п.5 ст.18 Закона).

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Законом установлены следующие сроки для удовлетворения требования потребителя:
1) если потребитель потребовал устранения недостатков товара, а срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или индивидуальный предприниматель, импортер) обязан устранить недостатки в минимальный срок, не превышающий 45 дней (п.1 ст.20 Закона);
2) если потребитель потребовал замены товара ненадлежащего качества, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение 20 дней. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования (п.1 ст. 21 Закона);
3) если потребитель потребовал соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара им или третьим лицом, возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, требование подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст.22 Закона).

За нарушение указанных сроков продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (п.1 ст.23 Закона). Кроме того, потребитель получает право на изменение своего изначально предъявленного требования на иное требование, установленное ст. 18 Закона (п.2 ст.23 Закона).

Если Ваши требования не удовлетворены в добровольном порядке, то необходимо обращаться в суд. В судебном порядке потребитель также вправе просить суд о взыскании в его пользу штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, и компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п.6 ст.13, ст.15 Закона).
 


Пишите нам