Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

«Черной пятницей» называют последнюю пятницу ноября — в этот день по всему миру проводятся распродажи со скидками до 90%. Традиция зародилась в США в 60-х годах ХХ века, а в Россию пришла десять лет назад. С годами ноябрьская распродажа становится все популярней. «Черная пятница», как и другие большие распродажи, заставляет людей покупать все больше и больше товаров. К сожалению, бывает и такое, что среди купленных в спешке товаров оказывается товар, который не подходит Вам по расцветке или фасону, а другой товар вовсе оказывается некачественным. В данной статье мы расскажем Вам, как обменять или вернуть товар, если он не подошел по фасону, расцветке либо размеру и что делать, если товар оказался ненадлежащего качества.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения между потребителем и продавцом (изготовителем) товаров, является Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон). Данный закон призван защищать интересы более «слабой» стороны в договоре –потребителя, под которым понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 25 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) позволяет потребителю обменять или вернуть надлежащего качества непродовольственный товар, не подошедший по размеру, цвету, фасону, габаритам, расцветке или комплектации в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, даже если он был приобретен на распродаже либо со скидкой, за исключением товаров, включенных в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы (п.2 ст.25 Закона).

ПОМНИТЕ! Незаконно любое устное или письменное объявление продавца о том, что товар, приобретенный со скидкой или на распродаже, обмену и возврату не подлежит! В этом случае Закон предоставляет потребителю абсолютно те же права, что при покупке товара по обычной цене.

Если же товар, купленный со скидкой, оказался ненадлежащего качества, то в соответствии со ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом помните, что Вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
1) обнаружение существенного недостатка товара;
2) нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
3) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При этом необходимо помнить, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой потребитель вправе участвовать.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст.20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальными органами. Если Ваши права потребителя на качество и безопасность товара оказались нарушенными, то Вы вправе обратиться с жалобой соответственно в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), должностные лица которого вправе провести проверку соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей продавца (изготовителя) товара и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) расположено по адресу: 420111, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Большая Красная, д.30, тел. (843) 238 98 54. Информируем Вас также, что все потребители могут получить консультацию специалиста Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) по вопросам защиты их прав как потребителей посредством Skype-консультаций. Консультации с помощью Skype ежедневно доступны в филиалах многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, получить консультацию по возникающим вопросам защиты прав потребителей Вы сможете по телефону или лично в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», находящемся по адресу: 420061, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Сеченова, 13 а, 2 этаж, к.211, 212, сможете в рабочие дни с 09 ч. 00 мин. до 12 ч. 00 мин., с 13 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. или по телефонам горячей линии: Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8 800 555 49 43, Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» (843) 221-90-16.


Пишите нам