Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

СЕРТИФИКАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

Не секрет, что многие изготовители и продавцы товаров, в частности, бытовой техники, дают гарантию на 12 месяцев (один год). Нередки ситуации, когда работники продавца при приобретении товара предлагают, а иногда и навязывают потребителям услуги по дополнительному обслуживанию товара по истечении гарантийного срока. На что обратить внимание при желании воспользоваться данными услугами? И что делать, если Вам такие услуги навязываются?  Надеемся, что наша статья поможет Вам разобраться в данных вопросах.

ПРАВО ПРОДАВЦА ПРИНЯТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА

В соответствии с п.п. 6, 7 ст.5 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»  (далее – Закон) изготовитель и продавец вправе устанавливать на товары гарантийный срок.

Кроме того, продавец также вправе принять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем согласно абз.2 п.7 ст.5 Закона.

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРОДАВЦА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Отношения между потребителем и продавцом по установлению дополнительных обязательств продавца в отношении недостатков товара могут быть оформлены документом, подписанным продавцом и потребителем. Наименование  такого документа не определено в законодательстве РФ и может быть самым разнообразным (например договор, соглашение и т.д.), либо не иметь наименования (названия) вовсе.

Между тем чаще всего продавцами оформляются так называемые  сертификаты дополнительного сервиса.

Сертификат дополнительного сервиса (допустимо иное название документа) - это документ, оформляемый и подписанный продавцом, в котором определяются все условия принимаемого продавцом обязательства, в том числе срок, обязанности продавца, ответственность продавца.

ЗНАЙТЕ!!! За дополнительные услуги продавца придется заплатить! Чаще всего сертификат дополнительного сервиса является платным для потребителя, даже если работник продавца утверждает обратное. Внимательно изучайте оформляемые документы, уточняйте цену товара и сертификата на кассе.

Согласно п.8 ст.5 Закона продавец несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные:

  • в течение срока действия дополнительного обязательства  - продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз.2 п.6 ст.18 Закона)
  • после окончания срока действия дополнительного обязательства – продавец отвечает за недостатки товара, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п.5 ст.19 Закона).

В сертификате дополнительного сервиса может быть указано, в частности, что владелец данного сертификата в течение определенного срока имеет право на дополнительное сервисное обслуживание, которое включает настройку аппаратуры в меню пользователя, проверку правильности подключения, чистку, диагностику ремонт товара и т.д.

ВНИМАНИЕ!!!! Положения сертификата не должны подменять гарантийных обязательств!
Срок действия сертификата не должен совпадать с гарантийным сроком, иначе бесплатные гарантийные обязательства фактически окажутся возмездными, что противоречит требованиям законодательства РФ.

НАВЯЗЫВАНИЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

В настоящее время сложилась негативная практика навязывания потребителям со стороны продавцов услуг по дополнительному обслуживанию товаров. При попытке потребителя отказаться от дополнительной услуги работником продавца сообщается, что в случае такого отказа продавец, в свою очередь, откажет в продаже товара.

ЗНАЙТЕ!!! Навязывание дополнительных услуг незаконно!

Согласно п.2 ст.16 Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

При этом следует иметь в виду, что если дополнительная услуга все же была Вам навязана, вы вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных Вам вследствие нарушения Вашего права на свободный выбор товаров (работ, услуг).

ЕСЛИ ПОТРЕБНОСТЬ В СЕРТИФИКАТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА ОТПАЛА

В силу самых разных жизненных обстоятельств необходимость в услуге дополнительного сервисного обслуживания может отпасть. Как поступить, если сертификат дополнительного сервиса приобретен, и денежные средства за него уплачены?

Следует знать, что потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора об оказании услуг по дополнительному сервисному обслуживанию при условии оплаты исполнителю услуги фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст.32 Закона). При этом Вы вправе требовать предоставления информации о таких расходах (виде, размере), а также документов, их подтверждающих.


 


Пишите нам