Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

Вопросы продажи непродовольственных товаров

1. Вопрос: Какими основными нормативными правовыми актами регулируется защита прав потребителей в сфере продажи непродовольственных товаров?

Ответ: К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав потребителей в сфере продажи непродовольственных товаров, можно отнести:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»;
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55;
  • Правила продажи товаров по образцам, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. N 918;
  • Правила продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612;
  • Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв. постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 г. N 569.

Кроме того, разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей (в том числе по вопросам продажи непродовольственных товаров) содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 г. №17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

2. Вопрос: Что понимается под существенным недостатком товара?

Ответ: Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

3. Вопрос: Какая информация о продавце товара должна быть предоставлена потребителю?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Продавец - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Товары в ортопедическом салоне

4. Вопрос: Что такое технически сложный товар?

Ответ: Под технически сложными товарами понимаются непродовольственные товары, входящие в Перечень технически сложных товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №924:

  • легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
  • тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;
  • суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
  • системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;
  • лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;
  • комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
  • телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
  • цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
  • холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

5. Вопрос: Что такое продажа товаров дистанционным способом?

Ответ: Согласно п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612, продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

6. Вопрос: Что такое продажа товаров по образцам?

Ответ: Согласно п.2 Правил продажи товаров по образцам, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. N 918, продажа товаров по образцам – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.

7. Вопрос: Вправе ли потребитель расторгнуть договор купли-продажи товара в отсутствие нарушений его прав со стороны продавца?

Ответ: В статье 25 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» содержится право потребителя на расторжение договора купли-продажи товара и возврат уплаченных за такой товар денежных средств в течение 14 дней (не считая дня покупки) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
  • на день обращения потребителя у продавца отсутствует в продаже аналогичный товар, который мог бы подойти потребителю;
  • товар не был в употреблении;
  • сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
  • имеется документ, подтверждающий оплату указанного товара (однако отсутствие у потребителя данного документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания);
  • товар не входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.

8. Вопрос: Какими правомочиями обладает потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом следует отметить, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

9. Вопрос: С какого момента исчисляются гарантийный срок и срок службы для сезонных товаров?

Ответ: Согласно п.2 ст.19 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.1998 г. №611-р «О сроках сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы товаров сезонного назначения на территории Республики Татарстан» установлены следующие сроки сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы товаров сезонного назначения на территории Республики Татарстан:

  • зимний - с 16 ноября по 15 марта;
  • весенний - с 16 марта по 15 мая;
  • летний - с 16 мая по 31 августа;
  • осенний - с 1 сентября по 15 ноября.

10. Вопрос: Вправе ли потребитель предъявить требования продавцу, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру в отношении недостатков товара по истечении гарантийного срока?

Ответ: В соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Кроме того согласно п.6 ст.19 вышеуказанного Закона в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

http://medortomir.ru
 


Пишите нам