Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

Сегодня многие граждане принимают спонтанные решения - совершают покупки в кредит, получают "быстрые и легкие" деньги, не оценив всех рисков. Каждый год растет количество заемщиков, которые обслуживают не один, а с разу несколько кредитов, которое постоянно решает еще раз перекредитовываться. Это вызывает серьезные опасения.

В связи с этим проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "О рекламе" направлен на обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и оказание правовой помощи гражданину в принятии взвешенного решения при заключении договора кредита (займа).

Действующий Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 "О рекламе" устанавливает следующее требование к рекламе кредитов (займов): "Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее".

Выборочное изучение рекламы кредитных продуктов позволяет сделать вывод, что в среднем рекламодатели указывают до 28 условий, влияющих на стоимость кредита (займа), сведения о кредиторе и лицензии в 30 секундном рекламном ролике. Не только изучить все изложенные условия за указанное время, но и обратить на них внимание не представляется возможным. При этом сами рекламные блоки с учетом концентрации внимания на ином эмоциональном информационно звуковом и визуальном ряде формируют у потребителя впечатление о "бесплатности" кредитного продукта, а информация об условиях, влияющих на стоимость кредита займа в доступном виде потребителю финансовых услуг не поступает.

Анализ, проводившийся Советом законодателей Российской Федерации совместно с Банком России и ФАС России, показывает, что именно несовершенство правового регулирования рекламы кредитов (займов) позволяет рекламодателям, формально исполняя требования закона, формировать у потребителя ошибочное представление о бесплатности кредитного продукта, отсутствии для заемщика возможных негативных последствий при неисполнении обязательства.

Законопроект направлен на создание условий для полного информирования в доступной форме граждан об условиях кредита и возможных рисках. В соответствии со статьей 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Основываясь на данной норме, законопроект предлагает в обязательном порядке включать в рекламу кредита (займа) предупреждение о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Данная мера позволит, не вторгаясь в специфику маркетинговых приемов и художественных форм изложения рекламы, поддерживая одинаковые условия конкуренции, сформировать у потребителя адекватное и достоверное представление о существующей гражданско-правовой ответственности, которая наступает в случае неисполнения им обязательств по договору, побудить потребителя внимательно изучить все условия, влияющие на полную стоимость кредита (займа) и адекватно оценить свои финансовые возможности.

По аналогии с действующим регулированием рекламы лекарственных средств, устанавливаются требования, позволяющие дать пригодную к восприятию по визуализации и продолжительности информацию, влияющую на выбор потребителя. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентоврекламной площади (пространства).

Принятие законопроекта будет способствовать более взвешенному принятию решения о заключении договора кредита (займа), повышению достоверности рекламы финансовых продуктов и финансовой грамотности населения.

 

Статья подготовлена Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»


Пишите нам