Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» Smiley face

Вы удовлетворены компетентностью сотрудников при предоставлении Вам услуг? Довольны ли Вы качеством предоставляемых услуг?

ВЫБИРАЕМ И ПОКУПАЕМ ОБУВЬ

Осень приходит к нам не одна, а со своими вечными спутницами - прохладой и сыростью. Пора одеться потеплее и подобрать обувь по сезону. В нашем городе немало торговых павильонов, предлагающих обувь на любой вкус и кошелёк. Казалось бы, такая конкуренция должна способствовать превосходному сервису и вниманию к покупателям. К сожалению, это не всегда так. Иногда приходится побороться за свои права, причём с привлечением юридической силы. Этого не стоит бояться, наоборот, стремитесь повышать свою грамотность, решать конфликтные вопросы спокойно и умело. А наша статья обязательно Вам в этом поможет.

К числу основных нормативных правовых актов, содержащих ответ на данный вопрос, можно отнести:

  • Закон РФ  от  07.02.1992г.  №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон),
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности»
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55

ПОМНИТЕ! Законодательство Российской Федерации  о защите прав потребителей распространятся только на такие отношения, при которых человек заказывает, приобретает или использует товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает:

  • распаковку;
  • рассортировку и осмотр товара;
  • проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;
  • при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.

Обувь должна быть сгруппирована по видам, моделям, размерам, росту и выставлена в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.

Обувь для мужчин, женщин и детей должна размещаться в торговом зале отдельно.

Продавец обязан предоставить покупателю обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.

Лицо, осуществляющее продажу обуви, в присутствии покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки.

Обувь передается покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

ЗНАЙТЕ! В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

В соответствии с ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребитель вправе предъявить данные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстанот 5 сентября 1998 г. № 611-р «О сроках сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы товаров сезонного назначения на территории Республики Татарстан» установлены следующие гарантийные сроки для сезонных товаров (в том числе обуви), которые исчисляются с момента наступления соответствующего сезона:

  • зимний - с 16 ноября по 15 марта;
  • весенний - с 16 марта по 15 мая;
  • летний - с 16 мая по 31 августа;
  • осенний - с 1 сентября по 15 ноября.

В случае приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня купли-продажи данной обуви.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в установленные Законом сроки для удовлетворения соответствующих требований потребителя:

  1. если потребитель потребовал устранения недостатков товара, а срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны устранить недостатки в минимальный срок, не превышающий 45 дней. Если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. Отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования и другие подобные причины не являются основанием для заключения такого соглашения и не освобождают от ответственности за нарушение первоначально определенного срока. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался (ст.20 Закона);
  2. если потребитель потребовал замены товара ненадлежащего качества, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан провести проверку качества такого товара в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования (ст. 21 Закона);
  3. если потребитель потребовал  соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара им или третьим лицом, возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, требование подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст.22 Закона).

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (п.5 ст.18 Закона).


Мы хотели бы, чтобы новая обувь доставила Вам много радости в продолжительной и удобной носке.
Приятных Вам покупок!


Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»


Пишите нам