А.Э. Ломовцев – о том, как поддержать здоровье детей в период посещения сада и школы

Эксперт рассказал о мерах профилактики инфекционных заболеваний.

28 августа 2024

Telegram

Скоро наступит осень, начнется новый учебный год. В это время родители должны уделить особое внимание здоровью ребенка, укрепить его иммунитет, чтобы детский организм мог противостоять различным инфекциям. Рекомендации по этому вопросу дал Александр Эдуардович Ломовцев, доктор медицинских наук, руководитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области, Главный государственный санитарный врач по Тульской области.

– Насколько велика вероятность заражения инфекционными заболеваниями, когда ребенок идет в образовательные учреждения, в детский сад или школу?

– Сложно ответить кратко, поэтому, чтобы было понятнее, немного углублюсь в биологию. Есть главный биологический закон, который звучит так: онтогенез – краткое и быстрое повторение филогенеза, то есть зародыш любого биологического вида проходит в своем развитии предыдущие стадии эволюции. Ребенок не исключение. Появляясь на свет, он обладает некими характеристиками, присущими этому виду, но совершенно точно не является законченным произведением, которое этому виду полностью соответствует, и довольно долго. Формально считается, что до 18 лет, но тут у кого как получается. Это временное несоответствие общим характеристикам, которые позволяют жить виду, в данном случае homo sapiens, приносит ребенку много проблем, в том числе с инфекционными заболеваниями.

Когда ребенок идет в детский сад или школу, например, после летних каникул, вероятность заражения значительно выше, чем у взрослого человека, который устраивается куда-нибудь на завод. Влияние оказывают многие факторы: биологические особенности, состояние иммунитета, недостаточное развитие, отсутствие социальных навыков, норм гигиены, например, привычки мыть руки, отсутствие критического мышления. Скажем, ребенок еще не понимает, что слизывать кашу со стола нельзя.

И самое важное, что на все это накладывается закон эпидемиологии, который заключается в следующем: чем больше люди контактируют между собой, тем больше инфицируются и тем выше вероятность формирования штаммов возбудителя, который вызовет инфекционное заболевание. К огромному числу заболеваний иммунитет непродолжительный – для тех же респираторных инфекций. Поэтому коллектив, который формируется после лета в саду, школе, несет опасность детскому организму. Риск получить возбудителя, который вызовет инфекцию, крайне высок.

– Теперь давайте поговорим о конкретных инфекционных заболеваниях. Какие наиболее распространены среди детей?

– Самые распространенные из нерегулируемых, то есть из тех, которые нельзя предупредить средствами иммунопрофилактики, – конечно, респираторные заболевания и острые кишечные инфекции. От некоторых есть прививки, например, от гриппа, но от большинства нет. Эти две группы заболеваний для ребенка опаснее всего.

– Какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы снизить риск заражения?

– Здесь есть два основных направления. Первое – подготовка организма, и второе – обеспечение его квалифицированного с гигиенической точки зрения существования в коллективе. Что такое подготовка организма? Применительно к респираторным инфекциям, да и кишечным тоже, это укрепление иммунитета. Сюда подпадает все: и физическая тренированность, и зарядка, и режим дня, и хорошее питание, и иммунностимуляция в формате дополнительного количества витаминов. Витамин С имеет реальное противовоспалительное действие. Он, конечно, опасен в определенной степени: нельзя в больших дозах его принимать на голодный желудок, не всегда можно детям, то есть у него есть определенная степень противопоказаний, нужна консультация педиатра. Но он, безусловно, хорош тем, что защищает стенки сосудов и служит профилактике развития респираторных инфекций.

– Можно ли с помощью питания закрыть потребность организма в витамине С? Например, фруктами, овощами. Обязательно нужны добавки?

– Зависит от конкретного ребенка и стадии его развития. Вообще, применительно к взрослым считается, что получить суточную дозу необходимых витаминов с пищей почти невозможно. К счастью, есть хлеб с витаминами группы В, лук и апельсины с витамином С. В течение года этого достаточно. А вот в эпидсезон, когда чрезвычайно высоки риски инфицирования, положительный эффект может дать стимуляция потребления этих витаминов. Причем я говорю не про иммунный стимулятор, такой как интерферон, например. Имею в виду питание с точки зрения увеличения дозы необходимых витаминов. Это первая группа действий, направленных на укрепление иммунитета ребенка.

Помимо витаминов я бы добавил ношение маски, если это не совсем маленькие дети, а также ограничение контактов. Конечно, можно посещать детские комнаты, торговые центры, ходить на площадки, но в сезон лучше этого не делать, чтобы исключить дополнительный риск инфицирования. И конечно, нужно помнить о гигиене, которую важно соблюдать в коллективе. Я говорю прежде всего о детских садах. Ребенок должен понять, что чем чаще он моет руки, тем меньше шанс получить какие-то осложнения. Процедура нехитрая, к ней легко привыкнуть. Кроме того, не тереть глаза, не тянуть пальцы в рот. Все это – важные гигиенические навыки.

– Мы сейчас говорим и о гриппе, и о кишечных инфекциях?

– Да, это в любом случае будет полезно. Кроме того, важна хорошая дезинфекция. Частая уборка, в том числе влажная, не позволяет пыли накапливаться и ограничивает число микробов, с которыми контактирует ребенок, садясь за парту или играя; мытье игрушек, проветривание – так снижается концентрация возможных возбудителей в закрытом помещении. Это второе направление профилактики зависит от навыков самого ребенка и от воспитателей.

– Что еще можно сделать, чтобы уменьшить риск заражения?

– Тут важна помощь родителей и воспитателей. Маме не надо отправлять больного ребенка в детский сад – это первое. Второе – воспитатель или другой работник детского учреждения должен попытаться выявить проблему. То есть померить температуру, распознать признаки респираторного заболевания. Чем ответственнее сотрудник будет подходить к работе, тем легче будет ребенку.

– То есть важна дополнительная проверка?

– Конечно. Оценка самочувствия ребенка со стороны воспитателя и понимание собственной ответственности за ситуацию со стороны мамы. Ведь ребенок, придя в коллектив, может стать источником заражения.

– Давайте поговорим о прививках. Какие прививки нужно делать перед садом или школой? И какие дополнительные прививки, которые не входят в календарь, вы бы порекомендовали?

– Есть прививки, которые входят в Национальный календарь, а есть прививки по эпидпоказаниям. Прежде всего хотел бы выразить сожаление о том, что у нас нет запрета на посещение детских садов непривитыми детьми. То есть любая недостаточно грамотная или слишком боязливая мама может получить место в детском саду, даже если она напрочь отказывается от прививок. Это большая проблема, особенно для тех, кто находится в группе. Я считаю, вообще не надо пускать непривитых детей в коллектив. Это касается как минимум тех инфекций, вакцина от которых уже проверена десятилетиями и совершенно точно не вызывает никаких проблем у ребенка, а имеет только положительный эффект. Все они включены в Национальный календарь профилактических прививок. Можно прививаться и против кори, и против паротита. Все, что входит в Национальный календарь прививок, проверено. Конечно, каждый должен подойти к вопросу индивидуально, оценить свои риски и не стесняться советоваться с врачом.

Да, бывают особые ситуации. Например, ковид. Но как легко по сравнению со взрослыми дети перенесли эту пандемию. Самое интересное, что распространения ковида в организованных детских коллективах по большому счету не происходило. Мы четко видели, что ковид приносят не из школы домой, а наоборот. Это прослеживается по статистике. Да, мы переводили такие классы на онлайн-обучение, потому что есть нормативные документы и лучше перестраховаться. Но массового распространения, как, например, кори, в очаге непривитых детей не случалось. Во взрослых организациях была совсем другая картина.

– Стоит ли делать детям прививку от гриппа? Вакцину же каждый год обновляют.

– Обязательно нужно делать, потому что прививка от гриппа – это не панацея от респираторных заболеваний и даже от самого гриппа, но отличное средство профилактики осложнений гриппа, которые очень опасны. Они могут проявиться очень быстро – за 3, 4, 5 месяцев. Могут быть, например, кардиологические осложнения. Хотя с точки зрения статистики мы знаем о них значительно меньше, чем хотелось бы. Но то, что они существуют, – очевидно и доказано. Это касается всех: и детей, и взрослых.

– Когда нужно делать прививку от гриппа?

– Для формирования поствакцинального иммунитета против гриппа мы начинаем прививаться в конце августа – начале сентября, чтобы быть готовыми к пику сезона. Он, конечно варьируется, но в очень нешироких пределах. От сентября до декабря как раз формируется иммунитет. Конечная точка вакцинации против гриппа – конец ноября. Если сегодня есть какое-то временное противопоказание, ничего страшного. Еще есть время, чтобы привиться.

– Допустим, ребенок привился в октябре-ноябре, а в это время его одноклассники или одногруппники уже болеют. Не опасно ли это?

– Мы не знаем случаев поствакцинальных осложнений, а также временного ухудшения состояния здоровья после прививки от гриппа, факторов снижения иммунитета. Я давно работаю с этим, и массив наблюдений достаточно большой. Если нет индивидуальных противопоказаний, проблем возникнуть не должно.

– Мы говорили о том, что не стоит вести больных детей в школу. Допустим, ребенок уже переболел, но у него сохранился остаточный кашель. Можно ли в таком состоянии идти в школу, сад или лучше подождать?

– У каждой инфекции свой инкубационный период. При каких-то инфекциях человек заразен именно в инкубационном периоде, но не заразен после развития клинических проявлений, а бывает наоборот. Есть правила допуска. Ребенка должен осмотреть врач, и только он может решить, выпускать его или нет.

– То есть зависит от заболевания?

– Да, но это для окружающих. Другое дело, что недолеченная инфекция и пребывание в детском саду, спортивном зале, физические нагрузки – все это может быть неблагоприятно для самого ребенка. Тут стоит оценивать его индивидуальные возможности. Это задача лечащего врача и родителей.

Больше полезной информации по санитарной безопасности и профилактике опасных заболеваний на сайте санщит.рус.

 

Источник: https://санщит.рус/