Об эффективной кампании по борьбе с ВИЧ-инфекцией и о роли кинематографа в санитарном просвещении
Рассказывает Дмитрий Николаевич Козловских, к.м.н, главный государственный санитарный врач Свердловской области, руководитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
– Уральский регион всегда отличался высокими цифрами по ВИЧ–заболеваемости. Какова ситуация на сегодняшний день? Достаточно ли профилактических мер? Что делается? На что нужно дополнительно обратить внимание?
– Действительно, Свердловская область относится к регионам с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Однако наряду с высоким уровнем пораженности с 2015 года регистрируется снижение новых случаев ВИЧ-инфекции. Максимальное снижение заболеваемости отмечено среди подростков и молодежи до 29 лет.
Положительные результаты – это отражение многолетних совместных усилий всех субъектов профилактики. Это межведомственные профилактические программы в каждом муниципалитете, доступность тестирования (в том числе в рамках диспансеризации населения, низкопороговое экспресс-тестирование), доступность в каждом медицинском учреждении области терапии и необходимых обследований для людей с ВИЧ, профилактические программы среди различных групп населения. Внедрены технологии комплексной медико-социальной и психологической помощи для групп риска.
В сентябре 2016 года совместно с Правительством Свердловской области была принята информационная концепция, в которой были подробно проработаны методы и тактики информирования для разных целевых и возрастных групп. В программе участвовали все: и мы, и Минздрав, и Центр СПИДа. Единые стандарты информирования населения по профилактике ВИЧ-инфекции и доступность информации наряду с выявлением и лечением дало отчетливый позитивный результат.
Еще одна перспективная непростая задача – формирование у населения мотивации на сохранения здоровья как ценности.
– Отдельный вопрос про вакцинопрофилактику и антиваксерное движение. Насколько актуальна в вашем регионе эта тема?
– Как и везде в стране, у нас есть свои антиваксеры. Безусловно, они активизировались в период подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекцией. Это был 2020 год, все началось с протеста против использования масок. Пик антиваксерной кампании пришелся на период, когда появилась вакцина. Здесь есть организованные сообщества. С самым активным сообществом мы встречались. Дискуссия состоялась, но прошла непродуктивно, потому что та сторона не слышит доводов. Они ходили на митинги, выступали на площади Екатеринбурга. Но сейчас как-то их не видно и не слышно.
– Как популяризировать санэпидслужбу и ее достижения?
– Может быть, это из области фантастики. Вы смотрели фильм «Огонь»? Замечательный блокбастер. Популяризация МЧС. Пандемия 2020–2021 годов, сюжетов масса, но нет еще ни одного художественного фильма про нашу службу. С описанием, как служба работала по этой угрозе с самых первых дней, с хорошими актерами, потому что без этого никак. Мне кажется, надо обязательно сделать такой фильм.
– Скажите, пожалуйста, насколько актуальна сегодня тема формирования новой санитарной культуры населения? Есть ли предпосылки для пересмотра основ санитарной культуры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19?
– Санитарная культура – это тема, которая всегда актуальна. Менялось время, менялись задачи и темы санитарного просвещения, потому что общество и государство сталкивались с новыми вызовами. Что сейчас? Действительно, изменения в эпидемиологической обстановке за последние несколько лет отчетливо показали, что сложная эпидемиологическая ситуация, кроме ущерба здоровью, несет еще и ущерб экономике. Приоритетная задача для нашей службы сегодня – найти оптимальные способы коммуникации с каждой целевой группой населения и максимально их задействовать.
– Вы говорите о новых методах донесения информации?
– Каких-то новых революционных методов коммуникаций в условиях пандемии я не увидел. В последнее время (вне зависимости от ковида) мы делаем акцент на работе в социальных сетях, на демонстрации соответствующих роликов в крупных торговых центрах, на размещении информации на рекламных панелях, расположенных на центральных улицах и не только. Безусловно, активно используем телевизионные каналы. А вот кинематограф, к сожалению, как я уже отмечал, задействован мало, хотелось бы это исправить.
Источник: https://санщит.рус/