Об эффективной кампании по борьбе с ВИЧ-инфекцией и о роли кинематографа в санитарном просвещении

Рассказывает Дмитрий Николаевич Козловских, к.м.н, главный государственный санитарный врач Свердловской области, руководитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

Уральский регион всегда отличался высокими цифрами по ВИЧзаболеваемости. Какова ситуация на сегодняшний деньДостаточно ли профилактических мерЧто делаетсяНа что нужно дополнительно обратить внимание?

– Действительно, Свердловская область относится к регионам с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Однако наряду с высоким уровнем пораженности с 2015 года регистрируется снижение новых случаев ВИЧ-инфекции. Максимальное снижение заболеваемости отмечено среди подростков и молодежи до 29 лет.

Положительные результаты – это отражение многолетних совместных усилий всех субъектов профилактики. Это межведомственные профилактические программы в каждом муниципалитете, доступность тестирования (в том числе в рамках диспансеризации населения, низкопороговое экспресс-тестирование), доступность в каждом медицинском учреждении области терапии и необходимых обследований для людей с ВИЧ, профилактические программы среди различных групп населения. Внедрены технологии комплексной медико-социальной и психологической помощи для групп риска.

В сентябре 2016 года совместно с Правительством Свердловской области была принята информационная концепция, в которой были подробно проработаны методы и тактики информирования для разных целевых и возрастных групп. В программе участвовали все: и мы, и Минздрав, и Центр СПИДа. Единые стандарты информирования населения по профилактике ВИЧ-инфекции и доступность информации наряду с выявлением и лечением дало отчетливый позитивный результат.

Еще одна перспективная непростая задача – формирование у населения мотивации на сохранения здоровья как ценности.

– Отдельный вопрос про вакцинопрофилактику и антиваксерное движение. Насколько актуальна в вашем регионе эта тема?

– Как и везде в стране, у нас есть свои антиваксеры. Безусловно, они активизировались в период подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекцией. Это был 2020 год, все началось с протеста против использования масок. Пик антиваксерной кампании пришелся на период, когда появилась вакцина. Здесь есть организованные сообщества. С самым активным сообществом мы встречались. Дискуссия состоялась, но прошла непродуктивно, потому что та сторона не слышит доводов. Они ходили на митинги, выступали на площади Екатеринбурга. Но сейчас как-то их не видно и не слышно.

– Как популяризировать санэпидслужбу и ее достижения?

– Может быть, это из области фантастики. Вы смотрели фильм «Огонь»? Замечательный блокбастер. Популяризация МЧС. Пандемия 2020–2021 годов, сюжетов масса, но нет еще ни одного художественного фильма про нашу службу. С описанием, как служба работала по этой угрозе с самых первых дней, с хорошими актерами, потому что без этого никак. Мне кажется, надо обязательно сделать такой фильм.

– Скажите, пожалуйста, насколько актуальна сегодня тема формирования новой санитарной культуры населения? Есть ли предпосылки для пересмотра основ санитарной культуры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19?

– Санитарная культура – это тема, которая всегда актуальна. Менялось время, менялись задачи и темы санитарного просвещения, потому что общество и государство сталкивались с новыми вызовами. Что сейчас? Действительно, изменения в эпидемиологической обстановке за последние несколько лет отчетливо показали, что сложная эпидемиологическая ситуация, кроме ущерба здоровью, несет еще и ущерб экономике. Приоритетная задача для нашей службы сегодня – найти оптимальные способы коммуникации с каждой целевой группой населения и максимально их задействовать.

– Вы говорите о новых методах донесения информации?

– Каких-то новых революционных методов коммуникаций в условиях пандемии я не увидел. В последнее время (вне зависимости от ковида) мы делаем акцент на работе в социальных сетях, на демонстрации соответствующих роликов в крупных торговых центрах, на размещении информации на рекламных панелях, расположенных на центральных улицах и не только. Безусловно, активно используем телевизионные каналы. А вот кинематограф, к сожалению, как я уже отмечал, задействован мало, хотелось бы это исправить.

 

Источник: https://санщит.рус/