Е.А. Бабура – о воспитании гигиенических привычек у ребенка и мерах профилактики заболеваний
Интервью с Еленой Анатольевной Бабура, руководителем Управления РПН по Калининградской области.
– Как вы считаете, с какого возраста нужно формировать у детей здоровые привычки? Как это сделать, не отпугнув ребенка?
– Безусловно, формировать правильные, хорошие привычки необходимо с раннего возраста. Ведь что такое привычка? Это повторяющиеся действия, которые становятся частью поведения. Если мы хотим, чтобы у ребенка было здоровое поведение, то, конечно, основы нужно закладывать именно в детстве. Для подростков и тем более для взрослых изменить привычку, сформировать ее заново – задача порой очень сложная. Поэтому привычки здорового образа жизни нужно закладывать до десятилетнего возраста, а гигиенические навыки – еще раньше, например, до пятилетнего возраста.
А для того чтобы не отпугнуть ребенка, необходимо не использовать назидательные, воспитательные интонации, тем более какие-то угрозы, шантаж, потому что очень важно сохранить позитивный психологический настрой, чтобы не превратить обучение в принуждение. Можно, конечно, заставлять ребенка есть полезные продукты и продолжать это делать ежедневно, превратив прием пищи в полигон упреков и сор. А можно принять тот факт, что здоровое питание возможно организовать весело, интересно и, что немаловажно, вместе.
– То есть здесь важна совместная деятельность?
– Да, а также личный пример родителей. Не нужно думать, что ребенок будет есть кашу, если вы в это время едите колбасу или бургеры. Поэтому готовим вместе, объясняем пользу белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов. Придумываем какие-то новшества, например по замене обычного бургера на более полезный. А можно, например, вместе выращивать на подоконнике зелень и добавлять ее в пищу. Ребенок будет подражать поведению взрослых, потому что поначалу полезные действия он может осуществлять только вместе с родителем, под контролем. В подростковом возрасте это сделать гораздо труднее – ведь тогда ребенок уже будет ориентироваться на авторитетных сверстников.
– Какие привычки самые важные? Чему стоит учить детей в первую очередь?
– Полезных привычек, которые в дальнейшем формируют здоровый образ жизни, очень много, например соблюдение режима дня. К этому нужно стремиться с самого детства – важно, чтобы режим был и у маленького ребенка, и у дошкольника, и безусловно, у школьника, когда нагрузки особенно велики. С самого раннего детства ребенку нужно не просто объяснять, почему вы делаете так, но и следовать установленному режиму дня на протяжении достаточно длительного времени. Прогулки на свежем воздухе, физкультура, подвижные игры формируют у детей привычку к физической активности. Важно, чтобы именно ребенок много двигался, потому что при этом будет задействовано большое количество мышц. Это необходимо для формирования хорошей осанки и потребности двигаться, а не только сидеть перед гаджетами. Соблюдение гигиены, включая мытье рук, помогает предотвратить распространение микробов и оставаться здоровым. И конечно, нужна привычка чистить зубы два раза в день – для поддержания гиены полости рта. Поддержание чистоты и порядка в жилых помещениях прививает чувство ответственности. Вот такие привычки – и гигиенические, и режимные – позволяют ребенку вести здоровый образ жизни и в дальнейшем формируют его правильное, здоровое поведение.
– Какие меры профилактики нужно соблюдать в детском коллективе, чтобы избежать инфекции?
– Во-первых, мытье рук. Это один из самых важных навыков, которым ребенку нужно овладеть еще до детского сада. И родителям следует закрепить у ребенка очень четкие и ясные правила. Первое: когда нужно мыть руки (после улицы, посещения туалета, перед едой). И здесь важное значение имеет личный пример – когда мама и папа только говорят о важности мытья рук, но не демонстрируют ребенку, как это нужно делать, у него не формируется навык. Важно это делать не назидательно, а объясняя, превращая действие в игру. Мыло должно быть в виде уточки, какой-то игрушки, оно должно приятно пахнуть, вода должна быть теплая и, самое главное, не надо спешить. Потому что ребенку требуется время, чтобы все понять и повторить. Второе – ребенок быстрее привыкнет к детскому саду, если опять же следовать режиму и придерживаться распорядка дня. Это сложная задача для родителей, но она выполнимая. Встал в 8 часов утром? Молодец! Умылся, почистил зубы и даже сделал зарядку? Вообще прекрасно, ты большой молодец! Нужно хвалить ребенка за правильные действия и формировать таким образом у него приятные ассоциации. К трем годам важно обеспечить необходимые навыки – самостоятельно умываться, причесываться, чистить зубы, научить ребенка надевать и снимать одежду, пользоваться столовыми приборами. Кроме того, ребенок должен узнавать свои вещи, помнить, в чем он пришел в детский сад. Задача родителей – объяснить малышу, почему нужно отказаться от использования чужих вещей (расчесок, шапок, заколок). Умение самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой тоже очень важно для ребенка, который идет в детский организованный коллектив.
– А как правильно мыть руки?
– Это совсем несложно. И опять же, мы говорим о том, что нужны четко, понятно сформулированные правила. То есть сначала открываем кран и смачиваем руки чистой водой. Ребенок должен понимать, как открыть кран, какая вода потечет и что он делает сначала. Потом мы наносим мыло и хорошо его вспениваем. Дальше поэтапно моем ладони, запястья, тыльную сторону рук, область между пальцами. Все это ребенку нужно показать, причем медленно, и объяснить, где могут скапливаться микробы – на ладошках, под ногтями, между пальцами и так далее. Далее мы промываем руки под проточной водой, то есть смываем ту пену, грязь, микробы, которые отмыли от поверхности рук. Ну и обязательно в конце вытереть руки чистым полотенцем. И снова этот процесс важно поначалу превратить в игру. Можно сопровождать его каким-то стишками, песенками, потешками. Например:
«Помогаем маме –
открываем краник,
мыло в ручки набираем
и ладошки потираем.
Сверху, снизу – каждый пальчик
будет чистеньким, мой зайчик.
А теперь водою смоем,
не забудем, кран закроем.
Полотенчико берем,
руки насухо протрем».
В каждой строчке мы описываем процесс, который показываем ребенку, и объясняем, зачем это нужно. Однако хочу предостеречь родителей: не нужно превращать мытье рук в одержимость, постоянно пользоваться антибактериальным мылом и дезинфекционными средствами. Во всем нужно знать меру.
– Вы сами много и часто посещаете школы, общаетесь с детьми. Как вы до них доносите информацию о необходимости гигиены, о мытье рук и так далее? И как дети реагируют?
– Дети реагируют очень хорошо, когда с ними разговариваешь простым языком, свои действия подкрепляешь визуальным контентом и когда все это превращаешь в игру. Вот тогда они воспринимают, запоминают и дальше транслируют информацию – сверстникам, родителям. Дети научились, поняли, почему это важно, и хотят передать это знание дальше. Поэтому, на наш взгляд, так важно показать, что здоровые привычки – это просто и легко.
– Сейчас невозможно представить и взрослых, и детей без различных гаджетов. Они, конечно, с одной стороны, облегчают жизнь, делают ее более интересной, но в то же время и представляют опасность…
– Действительно, современные дети начинают пользоваться гаджетами с самого раннего возраста. Зачастую взрослые содействуют этому, освобождая себя от общения с малышом. Сначала ребенок пользуется гаджетами родителей, а потом ему уже дарят собственный. К сожалению, дети проводят с гаджетами в руках более двух часов в день, что не рекомендуется. И конечно, это влечет за собой негативные последствия. Первое – у ребенка не развивается мелкая моторика, так как нет необходимых сенсорных ощущений. То есть это не работа с мозаикой, с какими-то мелкими предметами, которые тренируют мелкую моторику. А ведь это очень важно для развития мозга. Второе – пристальное всматривание в объекты, причем очень мелкие, на экранах приводит к развитию близорукости, снижению остроты зрения. Неправильная работа глазных мышц – также следствие раннего использования гаджетов. Третье – влияние на позвоночник. Когда мы пользуемся гаджетом, даже во взрослом возрасте, то делаем это в определенной позе, у нас постоянно наклонена голова, и это влияет на позвоночник. И еще – дети перестают общаться, длительное взаимодействие с гаджетом тормозит развитие речи, усугубляет развитие различных коммуникационных проблем.
– Нужно ли в связи с этим ограничивать экранное время?
– Ограничения пользования гаджетом основаны на рекомендациях не только гигиенистов, но и педиатров, неврологов, психологов. И в отношении гаджетов, конечно, тоже нужны правила, которые будут прозрачны и понятны ребенку. Они могут варьировать, например, в зависимости от дня недели. Но только важно вместе составить расписание и следовать ему неуклонно – независимо от того, в каком вы настроении или в каком настроении ребенок, устраивает ли он истерики или нет. До двух лет рекомендуем не пользоваться гаджетами вообще. С 3 до 4 лет – не более 30 минут и далее по нарастающей: 5–6 лет – 1 час, 7–9 лет – 1,5 часа, 10–13 лет – 2 часа, 14–16 лет – до 3 часов. Но еще раз повторю, расписание может варьироваться, например в выходные больше пользоваться гаджетом. Но, если это возможно, лучше даже 5–10 минут с телефоном заменить какими-то совместными мероприятиями, хотя бы чтением книги, а если это будут какие-то активности, например поход в музей вместе с ребенком, вообще замечательно.
– А как следует обрабатывать гаджеты?
– Удивительно, но мобильный телефон может быть одним из самых загрязненных объектов нашего окружения. Ведь мы его не моем, так как боимся повредить сложный прибор, и даже не всегда протираем. Но гаджеты необходимо обрабатывать антисептическими средствами – особенно там, где корпус соприкасается с лицом. Об этом мы много говорили во время пандемии коронавирусной инфекции, потому что в данном случае те вирусы, те микробы, которые есть на гаджетах, могут стать причиной заболевания. Для дезинфекции используются средства, рекомендованные для таких процедур, их сейчас много на рынке. Чаще всего это спиртосодержащие средства, которые не просто обладают антимикробным действием, но и быстро высыхают, не оставляют следов (так мы можем не бояться, что оставим следы на своем любимом приборе и не дай бог еще его повредим). Гаджет необходимо обрабатывать несколько раз в день, чехол нужно снять (и тоже его протереть). И вот еще на что хочу обратить внимание: когда мы берем телефон с собой в туалет, особенно общественный, недопустимо класть его на смывной бачок, на пол. Перед посещением туалета гаджет нужно убрать либо в сумку, либо в карман (и застегнуть карман, чтобы он не выпал). А после посещения туалета обязательно тщательно обработать и руки, и гаджет.
Больше полезной информации по санитарной безопасности и профилактике опасных заболеваний на сайте санщит.рус.
Источник: https://санщит.рус/